Деловая авиация в кризис переживает не лучшие времена. Но несмотря на сложности многие компании продолжают свою деятельность и даже строят планы на будущее. Как оказалось, российский рынок бизнес-перевозок в отличие от коммерческой авиации практически полностью занят иностранными компаниями и их региональными представительствами
Деловая авиация в кризис переживает не лучшие времена. Но несмотря на сложности многие компании продолжают свою деятельность и даже строят планы на будущее. Как оказалось, российский рынок бизнес-перевозок в отличие от коммерческой авиации практически полностью занят иностранными компаниями и их региональными представительствами. Источники Top Flight сообщают, что количество международных и внутренних рейсов под флагом зарубежных авиакомпаний (включая перелеты владельцев бизнес-джетов и чартерные перевозки) в несколько раз превышает число выполняемых российскими перевозчиками.
Активный, то есть открытый
Рынок бизнес-авиации в России традиционно считается закрытым: владельцы компаний неохотно раскрывают данные о числе рейсов и перевезенных пассажиров, а также направлении перевозок. К тому же операторы деловой авиации не учитываются в рейтингах Транспортной клиринговой компании (ТКП), так как между ТКП и небольшими авиакомпаниями не подписаны договоры о публикации сведений по пассажироперевозкам.
Несмотря на это в рамках серии специальных проектов Top Flight мы предприняли попытку определить самые активные авиакомпании на рынке деловой авиации в России. Основой для статистики стали мнения участников рынка, информация от самих перевозчиков и из собственных источников Top Flight. Также учитывались открытость компаний и быстрота предоставления данных. Безусловно, некоторые пока остались «за бортом», но мы надеемся, что в будущем подобные рейтинги станут не просто «хорошим тоном», а активным инструментом для изучения российского рынка деловой авиации.
Кризис миновал
Если в прежние времена отрасль росла ежегодно на десятки процентов, то сейчас количество чартеров бизнес-авиации сократилось на 30–40%, а доходы операторов упали на 60%. Как отмечает президент Jet Group Александр Евдокимов, при сокращении общего числа рейсов количество пассажиров упало только на 15–20%. Но если раньше на 10-местном лайнере летали впятером, то в последнее время бизнес-джеты загружены гораздо сильнее.
При этом пассажиры чаще выбирают самолеты меньшего размера. «Сегодня основной спрос составляют лайнеры со стоимостью летного часа –4,5 тыс. против –8 тыс., которые были востребованы ранее. Предприниматели стали реально считать деньги, ими согласовываются даже гостиницы, в которых живут пилоты, и их расходы на такси», – отмечает один из руководителей компании Jetаlliance Сергей Колтович.
Многие сходятся во мнении, что стимулировать спрос за счет снижения цены нельзя, так как в стоимости владения самолетом велика доля постоянных платежей. Владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев уточняет, что эта сумма приближается к –7 млн в год (сам предприниматель предпочитает летать на арендованном лайнере). Глава российского представительства Cirrus Group Тимур Девяшов поясняет, что из-за сокращения количества чартеров идея амортизации самолета за счет аренды третьим лицам стала неактуальной. Летают только те лайнеры, которые обеспечены заказами крупных корпораций. Годовой налет самолетов, которые могли бы сдаваться в аренду и летать 1 тыс. часов в год, сейчас достигает лишь 200 часов.
Всего в России в месяц, по нашим расчетам, осуществляется около 2200–2400 рейсов бизнес-самолетов. По некоторым данным, примерно 60% из них выполняют зарубежные компании (учитывая частные и коммерческие рейсы). Однако официальной статистики по общему количеству рейсов деловой авиации, которые выполняют операторы на российском рынке, не существует, а сведения, полученные от различных источников, сильно разнятся.
Каким образом мы производили расчет? Известно, что в среднем число рейсов деловой авиации в месяц в этом году во Внуково-3 составило 1340. В Московском авиаузле на Внуково-3 приходится порядка 70% рейсов деловой авиации, то есть только в Москве совершается около 1914 рейсов бизнес-джетов и бизнес-лайнеров ежемесячно. Второе место по объемам рейсов деловой авиации принадлежит аэропорту Санкт-Петербурга – Пулково. Правда, многие операторы называют и другие российские города. Поэтому предположив, что Москва занимает приблизительно 80% российских бизнес-перевозок, на всю Россию приходится примерно 2400 рейсов.
К концу 2009 года рынок деловых перевозок стал оживать. По данным исследовательской группы ARG/US, уже в сентябре 2009 года летная активность в секторе деловой авиации США достигла самого высокого уровня с октября 2008 года и не только увеличилась на 2,7% по сравнению с августом 2009 года, но и на 0,4% выросла против соответствующего периода 2008 года. В Европе также можно было заметить, как количество рейсов у некоторых операторов постепенно поползло вверх. Например, финская компания Jetflite в августе совершала до 14 VIP-перелетов в неделю только в/из России (причем около 2/3 из них приходилось на Санкт-Петербург).
По словам Александра Евдокимова, в России падение рынка остановилось с конца августа. Но о скором восстановлении пока говорят с осторожностью. «Если не будет экономического спада, то рост бизнес-перевозок начнется уже с марта 2010 года», – считает он. С ним согласен и президент ГК «Каскол» Сергей Недорослев (компания участвовала в двух проектах в области бизнес-авиации – Velvet Club и Dexter). По его словам, у проекта Dexter клиентов стало не меньше, а даже больше. Но Velvet заморозил свою деятельность.
Специалист по демпингу
К одним из серьезных игроков на российском рынке относят VistaJet, основанную в 2004 году. Сегодня эта частная авиакомпания, штаб которой находится в Швейцарии, по оценкам специалистов, занимает значительную долю на рынке международных перевозок деловой авиации в России.
В 2008 году VistaJet завершила сделку по приобретению чартерного подразделения Bombardier Skyjet International и стала второй крупнейшей компанией, оперирующей бизнес-джетами за пределами Северной Америки. Тогда же VistaJet оформила заказ на 35 бизнес-джетов Bombardier с опционом еще на 25 машин общей стоимостью ,2 млрд. По данным перевозчика, к 2012 году число самолетов VistaJet должно приблизиться к 50–75. Солидный парк – одно из очевидных преимуществ оператора на рынке. Другое – это цены, близкие к демпинговым. Так, аренда Learjet 60 может стоить 3100 евро в час. «Ниже нет ни у кого!» – восклицает Евдокимов. Все это дает компании возможность совершать порядка 100 рейсов в/из России в месяц.
Возвращение «Аэрофлота»
Одним из заметных событий этого года на рынке деловой авиации стало объявление о покупке «Аэрофлота-плюс» австрийским оператором деловых перевозок Jetаlliance. Сумма сделки оценивается в млн, за которые Jetаlliance до конца 2009 года получит 51% акций дочерней структуры «Аэрофлота». Также новому собственнику придется разбираться с долгом компании, который превышает 80 млн рублей. Займется созданием российского проекта Jetаlliance бывший гендиректор «Аэрофлота-плюс» Сергей Колтович. По его утверждению, на российском рынке перевозчик будет использовать на внутренних линиях 30 воздушных судов, зарегистрированных в России. До этого такое количество самолетов бизнес-класса у нас в стране никто не регистрировал.
Согласно планам компании к концу 2010 года будет ввезено минимум четыре бизнес-джета. Для того чтобы покупка соответствовала российскому законодательству, Jetаlliance будет напрямую владеть только 49% акций, а 2% будут принадлежать специально созданному российскому юридическому лицу. В Jetаlliance говорят, что российский рынок для них чрезвычайно важен, так как около 30–35% заказов компании приходятся на Россию и страны СНГ.
Активный, то есть открытый
Рынок бизнес-авиации в России традиционно считается закрытым: владельцы компаний неохотно раскрывают данные о числе рейсов и перевезенных пассажиров, а также направлении перевозок. К тому же операторы деловой авиации не учитываются в рейтингах Транспортной клиринговой компании (ТКП), так как между ТКП и небольшими авиакомпаниями не подписаны договоры о публикации сведений по пассажироперевозкам.
Несмотря на это в рамках серии специальных проектов Top Flight мы предприняли попытку определить самые активные авиакомпании на рынке деловой авиации в России. Основой для статистики стали мнения участников рынка, информация от самих перевозчиков и из собственных источников Top Flight. Также учитывались открытость компаний и быстрота предоставления данных. Безусловно, некоторые пока остались «за бортом», но мы надеемся, что в будущем подобные рейтинги станут не просто «хорошим тоном», а активным инструментом для изучения российского рынка деловой авиации.
Кризис миновал
Если в прежние времена отрасль росла ежегодно на десятки процентов, то сейчас количество чартеров бизнес-авиации сократилось на 30–40%, а доходы операторов упали на 60%. Как отмечает президент Jet Group Александр Евдокимов, при сокращении общего числа рейсов количество пассажиров упало только на 15–20%. Но если раньше на 10-местном лайнере летали впятером, то в последнее время бизнес-джеты загружены гораздо сильнее.
При этом пассажиры чаще выбирают самолеты меньшего размера. «Сегодня основной спрос составляют лайнеры со стоимостью летного часа –4,5 тыс. против –8 тыс., которые были востребованы ранее. Предприниматели стали реально считать деньги, ими согласовываются даже гостиницы, в которых живут пилоты, и их расходы на такси», – отмечает один из руководителей компании Jetаlliance Сергей Колтович.
Многие сходятся во мнении, что стимулировать спрос за счет снижения цены нельзя, так как в стоимости владения самолетом велика доля постоянных платежей. Владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев уточняет, что эта сумма приближается к –7 млн в год (сам предприниматель предпочитает летать на арендованном лайнере). Глава российского представительства Cirrus Group Тимур Девяшов поясняет, что из-за сокращения количества чартеров идея амортизации самолета за счет аренды третьим лицам стала неактуальной. Летают только те лайнеры, которые обеспечены заказами крупных корпораций. Годовой налет самолетов, которые могли бы сдаваться в аренду и летать 1 тыс. часов в год, сейчас достигает лишь 200 часов.
Всего в России в месяц, по нашим расчетам, осуществляется около 2200–2400 рейсов бизнес-самолетов. По некоторым данным, примерно 60% из них выполняют зарубежные компании (учитывая частные и коммерческие рейсы). Однако официальной статистики по общему количеству рейсов деловой авиации, которые выполняют операторы на российском рынке, не существует, а сведения, полученные от различных источников, сильно разнятся.
Каким образом мы производили расчет? Известно, что в среднем число рейсов деловой авиации в месяц в этом году во Внуково-3 составило 1340. В Московском авиаузле на Внуково-3 приходится порядка 70% рейсов деловой авиации, то есть только в Москве совершается около 1914 рейсов бизнес-джетов и бизнес-лайнеров ежемесячно. Второе место по объемам рейсов деловой авиации принадлежит аэропорту Санкт-Петербурга – Пулково. Правда, многие операторы называют и другие российские города. Поэтому предположив, что Москва занимает приблизительно 80% российских бизнес-перевозок, на всю Россию приходится примерно 2400 рейсов.
К концу 2009 года рынок деловых перевозок стал оживать. По данным исследовательской группы ARG/US, уже в сентябре 2009 года летная активность в секторе деловой авиации США достигла самого высокого уровня с октября 2008 года и не только увеличилась на 2,7% по сравнению с августом 2009 года, но и на 0,4% выросла против соответствующего периода 2008 года. В Европе также можно было заметить, как количество рейсов у некоторых операторов постепенно поползло вверх. Например, финская компания Jetflite в августе совершала до 14 VIP-перелетов в неделю только в/из России (причем около 2/3 из них приходилось на Санкт-Петербург).
По словам Александра Евдокимова, в России падение рынка остановилось с конца августа. Но о скором восстановлении пока говорят с осторожностью. «Если не будет экономического спада, то рост бизнес-перевозок начнется уже с марта 2010 года», – считает он. С ним согласен и президент ГК «Каскол» Сергей Недорослев (компания участвовала в двух проектах в области бизнес-авиации – Velvet Club и Dexter). По его словам, у проекта Dexter клиентов стало не меньше, а даже больше. Но Velvet заморозил свою деятельность.
Специалист по демпингу
К одним из серьезных игроков на российском рынке относят VistaJet, основанную в 2004 году. Сегодня эта частная авиакомпания, штаб которой находится в Швейцарии, по оценкам специалистов, занимает значительную долю на рынке международных перевозок деловой авиации в России.
В 2008 году VistaJet завершила сделку по приобретению чартерного подразделения Bombardier Skyjet International и стала второй крупнейшей компанией, оперирующей бизнес-джетами за пределами Северной Америки. Тогда же VistaJet оформила заказ на 35 бизнес-джетов Bombardier с опционом еще на 25 машин общей стоимостью ,2 млрд. По данным перевозчика, к 2012 году число самолетов VistaJet должно приблизиться к 50–75. Солидный парк – одно из очевидных преимуществ оператора на рынке. Другое – это цены, близкие к демпинговым. Так, аренда Learjet 60 может стоить 3100 евро в час. «Ниже нет ни у кого!» – восклицает Евдокимов. Все это дает компании возможность совершать порядка 100 рейсов в/из России в месяц.
Возвращение «Аэрофлота»
Одним из заметных событий этого года на рынке деловой авиации стало объявление о покупке «Аэрофлота-плюс» австрийским оператором деловых перевозок Jetаlliance. Сумма сделки оценивается в млн, за которые Jetаlliance до конца 2009 года получит 51% акций дочерней структуры «Аэрофлота». Также новому собственнику придется разбираться с долгом компании, который превышает 80 млн рублей. Займется созданием российского проекта Jetаlliance бывший гендиректор «Аэрофлота-плюс» Сергей Колтович. По его утверждению, на российском рынке перевозчик будет использовать на внутренних линиях 30 воздушных судов, зарегистрированных в России. До этого такое количество самолетов бизнес-класса у нас в стране никто не регистрировал.
Согласно планам компании к концу 2010 года будет ввезено минимум четыре бизнес-джета. Для того чтобы покупка соответствовала российскому законодательству, Jetаlliance будет напрямую владеть только 49% акций, а 2% будут принадлежать специально созданному российскому юридическому лицу. В Jetаlliance говорят, что российский рынок для них чрезвычайно важен, так как около 30–35% заказов компании приходятся на Россию и страны СНГ.
Источник: Top Flight, №1 (13)