Согласно последнему отчету UBS Securities, объем предложения на рынке подержанных самолетов продолжает снижаться, и такая динамика сохранялась на протяжении всех осенних месяцев 2009 года
Несмотря на то, что непростая ситуация на рынке бизнес-джетов сохраняется, представители сразу трех крупнейших авиапроизводителей - Cessna Aircraft, Hawker Beechcraft и Bombardier Aerospace – в последнее время все чаще заявляют о том, что наблюдают устойчивую тенденцию к выходу отрасли из кризиса.
Согласно последнему отчету UBS Securities, объем предложения на рынке подержанных самолетов продолжает снижаться, и такая динамика сохранялась на протяжении всех осенних месяцев 2009 года. С другой стороны, этот показатель все же на 4% выше, чем за тот же период 2008 года, и составляет 16% от общего объема частных самолетов, находящихся в эксплуатации. При этом цены на вторичном рынке в 2009 году были далеки от пиковых: самолет Cessna Citation Sovereign, цена на который в предыдущие 4 года держалась на уровне 16,6 миллионов долларов, в ноябре прошлого года стоил всего 15,8 миллиона, а в декабре – 14,2 миллиона, средняя цена на модели Learjet 45 и 45XR, которая до прошлого года составляла 7,8 миллиона долларов, опустилась до 4,7 миллиона. Напомним, что объем предложения на рынке подержанных самолетов существенным образом влияет на спрос на новые самолеты, а значит и на уровень их производства. Когда предложение снижается, цены начинают расти, и покупателям проще сделать выбор в пользу новых машин.
И, несмотря на сохраняющиеся проблемы с финансированием контрактов на покупку самолетов частной авиации как со стороны корпораций - потенциальных покупателей, так и со стороны кредитных организаций, эти тенденции на вторичном рынке обнадеживающе действуют на авиапроизводителей. Исполнительный вице-президент Hawker Beechcraft Шон Вик (Shawn Vick), комментируя ситуацию на вторичном рынке назвал постепенное истощение предложения ожидаемым и несомненно благоприятным показателем.
Продажа самолетов Cessna на вторичном рынке по итогам прошедшего года были выше, чем ожидалось, и рано или поздно предложение иссякнет. Представитель Cessna Даг Оливер (Oliver), однако, отмечает, что отрасль вообще и Cessna в частности находятся на начальном этапе выхода из кризисной ситуации. Действительно, только в г. Уичита (шт. Канзас, США), где расположены производственные помещения трех крупнейших авиапроизводителей, работу в 2009 году потеряли 12 тысяч человек.
Источник: WingExpress