Долевое владение в значительной мере освоило свою нишу на рынке, и замедление роста было просто неизбежным. Период быстрого увеличения парка воздушных судов закончился - и это существенно ограничило один из источников доходов долевых операторов.
Кризис, спровоцировавший резкий спад спроса во всех сегментах деловой авиации, на примере громкого банкротства Jet Republic ясно продемонстрировал уязвимость модели долевого владения. Текущая ситуация в NetJets, лидера рынка долевого владения, иллюстрирует сильную зависимость такого бизнеса от общеэкономических циклов
По словам г-на Баффета, долг компании NetJets вырос за 11-ю историю с $102 млн. на момент покупки до $ 1.9 млрд. по состоянию на апрель 2009 года. «Несмотря на увеличение чистых поступлений от других видов источников наших доходов (61 процент по сравнению с 2008 годом), именно NetJets, стала нашей по настоящему головной болью в прошлом году», отметил Баффет.
Основные надежды на улучшение ситуации в NetJets связывают с назначением на должность директора в августе 2009 года Дэвида Сокола (David Sokol). Ранее его пост занимал основатель компании Ричард Сантулли. Хотя источник в NetJets говорит, что между Сантулли и председателем Berkshire Hathaway Уорреном Баффетом не было разногласий, некоторые эксперты утверждают, что Баффет требовал кадровых и административных изменений в компании. По их данным, вместо того чтобы пойти на уступки, Ричард Сантулли просто оставил свой пост. А Баффет принял заявление об уходе «с неудовольствием».
Сантулли, по слухам, был одним из кандидатов в преемники Баффета на посту главы Berkshire. Теперь же фаворитом является Дэвид Сокол, председатель MidAmerican Energy Holdings — еще одной дочерней компании Berkshire Hathaway. Сразу после ухода Сантулли Баффет назначил Сокола председателем правления и временным исполнительным директором NetJets.
«NetJets — потрясающая компания с выдающимся коллективом, — говорит г-н Сокол. — Я долго ждал, когда смогу начать работать с этой командой и продолжать развивать успех NetJets, достигнутый при Ричарде (г-не Сантулли прим. B.N.)», отметил г-н Сокол.
Сантулли пользуется повсеместным уважением за острый ум, деловую хватку и бескомпромиссную лояльность. Парадоксально, но эта последняя черта могла сыграть с ним злую шутку. Когда трафик бизнес-авиации в результате экономического кризиса стала падать, некоторые операторы начали избавляться от персонала. Ричард Сантулли противился такому решению — он был привязан к своим сотрудникам, а также считал, что подобный шаг нарушит нормальную работу компании и повлечет лишние затраты на набор нового персонала, когда экономическая ситуация улучшится. В конечном счете он вышел из положения, предложив экипажам и прочим работникам различные «кризисные схемы», в том числе сокращенную рабочую неделю и вынужденные отпуска. Это решение одобрили не все. Возможно, в штаб-квартире Berkshire Hathaway его тоже не оценили.
Для сравнения: один из конкурентов NetJets на рынке долевого владения ВС, по собственному признанию, сократил персонал почти на треть еще в самом начале кризиса. «Мы сделали то, что должны были сделать, — заметил топ-менеджер этого оператора. — Это было нелегко, но на что ни пойдешь ради сохранения компании».
«Нам всем плохо, по всей отрасли, — отмечает один из старожилов авиаперевозок. — Иногда к этому относятся с пониманием, но иногда [владельцы бизнеса] считают, что менеджмент мог бы прикладывать больше усилий для спасения бизнеса, в том числе применять непопулярные меры. А различия в стиле управления на фоне экономического коллапса проявляются только резче».
Сразу после сообщения об уходе Сантулли пошли слухи, будто NetJets находится в настолько отчаянном положении, что вынуждена была снять с маршрутов в Северной Америке свыше 100 самолетов. Источник в компании опроверг это, сказав: «Все наши самолеты в работе». Правда, он признал, что спрос на бизнес-перевозки значительно упал.
Тот же источник, когда его спросили о возможности продажи или закрытия компании, ответил, что NetJets остается «жизнеспособной», и Berkshire Hathaway недавно выразила безоговорочную поддержку компании.
Ричард Сантулли остался в NetJets в качестве консультанта «по крайней мере на ближайшие 12 месяцев», чтобы помочь новому руководителю освоиться. И все же столь внезапный уход с поста главы компании представляется слишком тусклым финалом блестящей карьеры.
Действительно, именно кадровая политика сделала компанию наиболее уязвимой во время кризиса. Спрос существенно сократился, в то время как менеджмент NetJets реализовал только одну программу: предложил пилотам в добровольном порядке сократить налет.
«При этом для обеспечения существующего спроса можно было смело расстаться с 300 пилотами из 1050. Еще один момент – тем пилотам, кто покидает компанию, предлагались достаточно большие компенсационные пакеты. Все это неизбежно приводило к убыткам и растущим долгам» комментирует Олег Пантелеев – глава аналитической службы агентства «АвиаПорт». «Многие наблюдатели отмечают, что спрос на деловые перевозки сократился, но многие потребители этой услуги не в состоянии полностью от нее отказаться – они ищут более дешевое предложение. То обстоятельство, что долевое владение не предлагает клиентам необходимой гибкости в контроле расходов, делает этот вид бизнеса более уязвимым. Впрочем, как бы драматично не выглядела ситуация, инвестор пока не делает заявлений о намерении закрыть или продать этот бизнес: для Berkshire Hathaway оператор NetJets остается одним из приоритетов. Спад на рынке деловых перевозок успеет смениться очередным подъемом прежде, чем иссякнут терпение и финансовая мощь инвестора».
С господином Пантелеевым согласен и генеральный директор Jet Media Алексей Королев. «Кризис, спровоцировавший резкий спад спроса во всех сегментах деловой авиации, на примере громкого банкротства Jet Republic ясно продемонстрировал уязвимость модели долевого владения, а текущая ситуация в NetJets иллюстрирует сильную зависимость долевой ниши от общеэкономических циклов. Кроме того, похоже, что долевое владение как бизнес-модель завершила экстенсивную фазу своего развития» комментирует Алексей Королев.
Долевое владение в значительной мере освоило свою нишу на рынке, и замедление роста было просто неизбежным. Период быстрого увеличения парка воздушных судов закончился - и это существенно ограничило один из источников доходов долевых операторов. Большой объем заказов позволял им покупать бизнес-джеты у производителей по ценам ниже среднерыночных, а доли продавались клиентам уже по другой стоимости. Если исходить из существующих прогнозов развития рынка, мы вряд ли увидим двузначные цифры роста в ближайшем будущем. Значит и парк долевых операторов будет увеличиваться более скромными темпами. Таким образом, этим компаниям волей-неволей придется пересмотреть существующие приоритеты, повысить эффективность и прибыльность эксплуатации существующего парка. Такая смена приоритетов, возможно, и вызвала серьезные кадровые перестановки в NetJets. Дальнейшие успехи этого оператора в адаптации к новым условиям ведения бизнеса и определят его будущее. Пока справляться с кризисными явлениями ему помогает поддержка родительской компании. Можно смело утверждать, что без поддержки Berkshire Hathaway крупнейший оператор долевого владения NetJets имел бы все шансы повторить печальную судьбу крупнейшего лайнера своей эпохи - Титаника.
Однако в компании NetJets считают, что ситуация подконтрольна. «В сложной ситуации прошедшего года мы закончили год с тем же количеством клиентов, с какого начинали год. Кроме того, несколько месяцев подряд у NetJets Europe были положительные результаты продаж. Наконец, мы считаем, что крупные компании хотят строить деловые отношения с теми предприятиями, которые планируют оставаться рынке в ближайшие 10 или 20 лет и которые безоговорочно доверяют нам, зная, что мы осуществляем масштабную деятельность и обладаем финансовой поддержкой Berkshire Hathaway. Наши клиенты уверены, что летают с компанией, продолжающей инвестировать в безопасность, клиентское обслуживание, техническую поддержку флота и обучение персонала независимо от текущей экономической ситуации» говорит Mats Leander из NetJets Europe.
В Компании DC Aviation уверены, что Net Jets это, прежде всего бренд. По словам Малькома Хаерса Баффит, ни за что не расстанется с «любимой игрушкой». А пока ситуация не столь драматична, финансовые потоки в поддержания баланса перевозчика будут постоянны.
Но всё же тема персонала остается ключевой для NetJets. В последнее время NetJets покинули несколько топ-менеджеров. Кроме Ричард Сантулли, компанию покинули вице-президент NetJets Europe Роберт Херсоу (ушел в VistaJet), вице-президент Крис Муди (основал Fractional Jet Europe), и другие. А совсем надавно из компании ушел должность президента XOJET Бенджамин Мюррей, бывший исполнительный вице-президент NetJets, Inc и генеральный директор Executive Jet Management.
В период нахождения в должности г-на Сокола долг NetJets сократился до $1,4 и после ошеломляющих потерь в 2009 году ($711 млн.) появилась надежда на исправление ситуации в компании.
Источник: BizavWeek № 10