Для представителей рынка luxury-туризма своеобразным девизом стала фраза героини Лии Ахеджаковой из фильма "Служебный роман": "Нет ничего невозможного для человека с интеллектом".
В условиях обострившейся конкуренции продавцы дорогих турпутевок пытаются удержать клиентов дополнительными услугами. Если не пожалеть денег, можно провести пару недель в мастерской именитого художника или стать единственным зрителем репетиции La Scala.
Для представителей рынка luxury-туризма своеобразным девизом стала фраза героини Лии Ахеджаковой из фильма "Служебный роман": "Нет ничего невозможного для человека с интеллектом". Но аренда яхт и вилл, фитнес- и SPA-туры и даже кругосветные путешествия никого уже не удивляют, и продавцам туров приходится выдумывать оригинальные решения для привлечения клиентов, особенно учитывая то, что с кризисом поток туристов сократился, а конкуренция обострилась. Дело в том, что сегмент туристических путевок для самых богатых пострадал не меньше остальных. По данным участников рынка, в прошлом году он потерял в среднем около 15% клиентов. Для сравнения: по данным Ростуризма, по итогам 9 месяцев прошлого года объем выездного туристического трафика сократился на 18 - 20%, а предварительный прогноз по всему 2009 году - 12 - 15-процентное снижение.
ПОИСК ИНТЕРЕСНОГО
По наблюдению заместителя гендиректора компании MITS Александра Шагина, на отечественном туристическом рынке растет популярность тематических туров и событийного туризма - поездки на этапы "Формулы-1", чемпионаты по футболу, концерты поп-звезд. По оценкам бюро "Ренессанс", на 25% увеличился спрос на гастрономические туры и на 15% вырос сегмент экстремального и экскурсионного туризма. Более того, крупные российские бизнесмены уделяют все больше внимания самообразованию в различных сферах, что привнесло налет интеллектуальности. На волне всеобщего увлечения искусством одной из тенденций, наметившейся на рынке в прошлом году, стало активное развитие арттуризма. По данным экспертов, с 2008 года это направление выросло более чем на 30%, и ожидается, что подобная динамика сохранится и в этом году. Свой вклад в благое дело внес кризис: состоятельные люди стали больше инвестировать в себя, получая новые MBA и второе высшее образование.
Культурная программа формируется под желания клиента, и в нее может включаться посещение различных "закрытых" мероприятий: вернисажей, частных вечеринок, afterparty, концертов, показов, пригласительных на которые не бывает в свободной продаже. В частности, клиент может попасть в гости к коллекционерам, чьи собрания недоступны для всеобщего обозрения. Кроме того, арттурист может посетить дома семей ушедших из жизни художников, чтобы посмотреть их картины. Один из французских партнеров "Ренессанса" готов организовать знакомство практически со всеми современными художниками, чтобы поучиться у них мастерству, получить экспертную оценку или просто пообщаться. Как правило, подобные встречи организуются для клиентов, серьезно разбирающихся в искусстве, когда человек либо занимается живописью сам, либо коллекционирует то или иное направление. Партнеры, позволяющие организовать такой отдых, зачастую скрываются туроператорами за семью печатями. По словам Елены Протопоповой, благодаря связям можно попасть практически в любой ресторан. Впрочем, в этой нише операторы вынуждены конкурировать с консьерж-фирмами и закрытыми клубами, которые, в свою очередь, нередко способны организовать своим клиентам и первоклассный отдых. Так, по словам заместителя генерального директора компании "КРОК" Дмитрия Васильева, недавно он вернулся из экспедиции в Нагаленд на северо-востоке Индии, где до сих пор живут первобытные тибетско-бирманские племена, "охотники за черепами". При этом организацией путешествий бизнесмена занимается закрытый клуб. "Обычно я намечаю маршрут, интересный мне. Всей дальнейшей организацией занимается клуб, в котором я состою. Мне предоставляют личного менеджера, курирующего поездку от начала и до конца", - рассказывает предприниматель. По словам начальника отдела маркетинга клуба Prime Concept Ксении Мезенцевой, организация путешествий - это одно из преимущественных желаний клиентов, и этот вопрос, как и другие, человек может решить одним телефонным звонком. "Одна из особенностей люкс-туризма в том, что мы по сути являемся консьерж-службой для VIP-клиента, который хочет, чтобы все его пожелания выполнялись немедленно и круглосуточно", - подтверждает Александр Шагин.
МНОЖЕСТВО ОГРАНИЧЕНИЙ
По оценкам участников рынка, рентабельность бизнеса туроператоров на массовых направлениях составляет 2 - 3%. Однако, как отмечает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин, luxury-сегмент более маржинален. Сами продавцы туров с этим не согласны. "Наценка - это миф, который мы уже устали опровергать. Какой бы был смысл бронировать отель или билеты у нас, если бы напрямую они стоили дешевле? Прибыль туроператора складывается за счет комиссии - авиабилеты (в среднем 2 - 3%), отель (4 - 10%), дополнительные услуги", - добавляет Александр Шагин. Однако при этом эксперт признает, что туроператор зарабатывает в районе 10% от стоимости тура.
Развитию новых направлений в luxury-туризме во многом мешает консерватизм самих туристов. По словам Елены Протопоповой, 90% туров представляют собой достаточно стандартный набор, например, пляжный отдых на Мальдивских островах, где за последнее время открылось огромное количество отелей высочайшего уровня. Однако эксперт рассказывает, что недавно на выставке уникального туризма Pure Life Experience в Марокко она столкнулась с предложением в Индонезии островного отеля, рассчитанного всего на 7 номеров. Других отелей на острове нет. Среди европейцев поездки в такие места очень популярны, однако, как выяснилось, для российского рынка этот продукт абсолютно не подходит. Клиент просто не полетит так далеко только ради экотуризма. По словам заместителя гендиректора компании "Атлантис Лайн Морские круизы" Алексея Цыганова, многие клиенты сегмента luxury привязываются к какому-то определенному месту - гостинице или лайнеру, если речь идет о морских круизах, в результате образуются такие "негласные клубы по интересам". Еще одна особенность наших клиентов заключается в том, что они нередко совмещают отдых и развлечения с работой, поиском бизнес-контактов и вхождением в определенную среду. "Полагаю, что даже могу от имени всех ведущих своих коллег сказать, что мы любим работу, не пытаемся от нее в период отдыха оторваться и рады даже в такие моменты отвлечься от развлечений в интересах дела", - говорит генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. По его словам, в таком случае поездки начинают принимать вид участия в экономических форумах в Сочи и Лондоне, профессиональных выставках в Каннах или Мюнхене. В свою очередь Елена Протопопова вспоминает, что к ним как-то обращался человек, попросивший устроить ему тур с целью поиска зарубежных партнеров.
ОЧИЩЕНИЕ ОГНЕМ
Откуда берется рост стоимости тура, остается непонятным, потому что большинство партнеров в турпрограммах согласились сбросить цены. В такой ситуации, в отличие от массового сегмента, где туроператоры долго и мучительно пытались убедить хотельеров хоть немного снизить цены, в дорогом сегменте все было иначе. По словам Алексея Цыганова, большинство круизных компаний пошло навстречу клиентам. Так, к примеру, фирма Silver Sea (средняя стоимость тура на 7 - 10 дней на человека $4500 - $7000) с середины 2008-го по середину 2009-го снизила стоимость круизов до 60%. Спецпредложениями пестрят сайты уважающих себя VIP-турфирм. "Нам даже пришлось выделить специального человека, который занимается только тем, что вывешивает на нашем новом сайте специальные предложения отелей и авиакомпаний", - рассказывает Елена Протопопова. Впрочем, деньги здесь отнюдь не главное. "Ценовая война не очень актуальна, в то время как в массовом туризме можно наблюдать демпинг", - подтверждает Виктор Кузерин. От менеджеров по работе с випами требуется доскональное знание продукта, большой стаж, владение иностранными языками и многое другое. По словам Елены Протопоповой, при звонке клиента или агентства они сходу должны ответить, сколько метров отведено под SPA-центр в том или ином отеле, какое меню в том или ином ресторане, кто в нем шеф-повар. Более того, услугами туроператоров зачастую пользуются и владельцы собственных отелей или самолетов, которые все знают не хуже оператора. "Я полагаю, что это, скорее, вопрос личных пристрастий. Более того, человек, имеющий собственный дом на озере Комо, вовсе не хочет стать личным туроператором своих же друзей и гостей, а уж заниматься получением разрешения на полет владельцу борта попросту невозможно. Это прямой путь к подрядчику, и счастье, если есть надежный оператор рынка", - говорит Георгий Дзагуров.
АНАСТАСИЯ МАРКИНА
Источник: еженедельник "Компания"