Российское отделение «Трансперенси Интернешнл» сравнило декларируемые доходы парламентариев с их потерями и приобретениями за последние два года.
Вступивший в 2010 году в силу Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года сделал доступной информацию о доходах за прошедший год широкого круга публичных должностных лиц, а также членов их семей (супругов и несовершеннолетних детей). И пока общество и пресса сначала с изумлением взирали на опубликованное, а потом в массовом порядке хохотали над увиденным, Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» и Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики ГУ-ВШЭ решили выяснить, а можно ли из этих деклараций вынести хоть какую-то полезную для общества и граждан России информацию.
Оказалось, можно. Поскольку большинство тех, кто явил этой весной миру данные о своем материальном положении, делали это впервые, то проверять у них особенно и нечего: однократная декларация не позволяет увидеть, прирастали или убывали доход и имущество того или иного чиновника или правоохранителя по ходу его службы, а декларация расходов у нас пока, увы, не введена. Однако такие прирост и убыль вполне можно отследить на примере депутатов Государственной думы, которые в бытность свою еще только кандидатами в депутаты, согласно требованиям российского избирательного законодательства, представляли данные о своем имущественном положении в ЦИК России. Все эти данные ЦИК бережно хранятся и вполне доступны для изучения любым желающим на сайте комиссии (cikrf.ru). Соответственно, дело было за малым: зайти на сайт Госдумы (duma.gov.ru), скопировать оттуда данные о доходах наших депутатов и сравнить их с данными осени 2008 года.
Но не все оказалось так просто: во-первых, с ходу декларации на сайте Думы не найдешь. Закопаны они в разделе про кадровое обеспечение, что не вполне понятно: может, кадровый департамент помогал депутатам и декларации составлять? Во-вторых, слепая таблица в алфавитном порядке, в которой опубликованы обобщенные данные, крайне неудобна и не позволяет переносить данные для сравнения иначе, как перенабирая вручную.
Но и результаты порадовали. Стало очевидно, что российские депутаты в массе своей живут хорошо. Даже очень хорошо. Практически никто из них (включая тех, кто пришел в законотворцы из бизнеса) не потерял в доходах и не стал ездить в машинах поплоше. Да и не должен. Для принятия качественных законов люди должны иметь соответствующее качество жизни. Надо сказать, что мы, общество, все это депутатам обеспечиваем: и зарплату прекрасную (почти 2 миллиона рублей в год), и квартиру служебную, и медобслуживание, и соцпакет, и много чего еще. Кстати, очень многие депутаты именно зарплату по месту службы и указали как свой единственный доход. При этом у них возникли дорогие машины и недвижимость в собственности или найме.
С некоторыми депутатами (а вернее, с их доходами) случились сущие чудеса. Например, у депутата от «Единой России» Аникеева доход в 2009 году относительно дохода 2007 года вырос на 444 448 019 рублей. Григорий Викторович Аникеев и до избрания в депутаты Государственной думы был человеком крайне не бедным, успешным предпринимателем, за что ему хвала и почет. Но и перейдя на депутатскую работу, он, судя по декларации, склонности к предпринимательству не оставил. За два года у него появилось много чего: 8 земельных участков, 2 жилых дома, 5 квартир, несколько зданий и нежилых помещений, баня, 5 машин и даже 6,25% самолета Falcon. Кое-что за это же время было продано или еще куда-то делось, но в любом случае размах хозяйственной деятельности поражает воображение.
Серьезные потрясения претерпело имущественное положение депутата от ЛДПР Алексея Заварницына. Он потерял в доходе и теперь живет только и исключительно на депутатскую зарплату в служебной квартире, расстался со значительным количеством недвижимого имущества и транспорта, зато приобрел автомобиль «Мазерати». Единственное, что не очень понятно, куда делся его доход от продажи тысяч квадратных метров недвижимости. Но, может быть, он все это просто кому-нибудь подарил.
И так можно пройтись по всему списку российских депутатов. Но что на самом деле говорят нам эти декларации в том виде, как их публикуют? Чтобы понять это, необходимо посмотреть, из каких источников в принципе может складываться доход депутата:
— доход по основному месту работы, который состоит из ежемесячного вознаграждения, денежного поощрения, социальных выплат;
— доход от иной деятельности: педагогической, научной (например, патентные отчисления), творческой;
— доход от вкладов в банках;
— доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих обществах: привилегированных акций (которые не допускают участия держателя в совете директоров или общем собрании), облигаций, векселей, вкладов в товарищества на вере и иных ценных бумаг; обычных акций (которые в соответствии со ст. 1026 ГК РФ должны быть переданы в доверительное управление);
— иные выплаты: социальные (пенсии, пособие по инвалидности, чернобыльские и пр.), выплаты за причинение вреда здоровью, репутации и так далее, выплаты, не связанные с осуществлением основной деятельности (сдача недвижимости в наем, аренду, договор пожизненной ренты и пр.).
Получается, что у депутата есть много возможностей жить на дивиденды, занимаясь депутатской деятельностью. Разумеется, нас в первую очередь волнует, не пересекается ли такая деятельность с деятельностью коммерческой. Закон прямо указывает, что не должна. Поэтому-то все коммерческие интересы в виде акций и долей должны быть переданы в доверительное управление. На практике же этого не происходит просто потому, что данная норма не работает: не разработан и не принят в России механизм передачи активов в доверительное управление. Вот и президент Медведев недавно сказал, что непонятно, мол, каким организациям в такое управление депутаты и прочие публичные должностные лица могли бы передать свои акции. То есть фактически они продолжают получать доход от своих интересов в коммерческих фирмах и могут при этом в силу депутатских возможностей способствовать процветанию этих фирм, тем самым умножая свой доход.
Ну а если у общества или отдельных граждан возникают вопросы по доходам тех или иных депутатов, то что нам говорит по этому поводу российское законодательство? Оно предполагает, что в соответствии с п. 2 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1066, проверка осуществляется, но только Управлением Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Причем — по решению руководителя Администрации президента РФ, председателя президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции или заместителя председателя Правительства РФ — руководителя аппарата Правительства РФ, члена президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции. Не ниже.
Процедура проверки довольно подробно прописана. Решение о проверке принимается отдельно в отношении каждого лица и оформ-ляется в письменной форме. Основанием для проверки является опять же письменно оформленная информация о представлении лицом недостоверных или неполных сведений или о несоблюдении лицом установленных ограничений. Эта информация может быть предоставлена правоохранительными и налоговыми органами или постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, а также Общественной палатой Российской Федерации. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Выходит, что любой из нас может запросто обратиться в политическую партию, в общероссийскую общественную организацию или Общественную палату и попросить их задать соответствующим органам вопрос о легитимности доходов того или иного публичного должностного лица. Но что-то подсказывает, что все они, если и будут задавать кому-нибудь когда-нибудь такие вопросы, то сугубо по собственному разумению. Или не будут задавать. Крайне печально, что в перечень субъектов, которые могут инициировать проверки деклараций о доходах, не попали средства массовой информации. Как раз у них чаще всего и имеется та информация, которая бы подсказала, где искать несоответствия, а то и очевидный обман.
Какие выводы можно сделать по результатам первого опыта общественной проверки деклараций о доходах?
Во-первых, декларации можно проверять. При всех трудностях и ограничениях каждый россиянин может буквально следующей весной приступить к гражданскому антикоррупционному контролю. Поскольку в апреле 2011 года имущество и доходы по второму кругу задекларируют практически все наши публичные должностные лица, можно уже сейчас рисовать таблицы и готовиться к выявлению прибылей и убылей в депутатских карманах.
Во-вторых, в полный рост встает проблема необходимости введения в России нормы декларирования не только доходов, но и расходов публичных должностных лиц. Не имея правового основания контроля за расходами, общество будет вынуждено довольствоваться чудесными рассказами про «подарили», «завещали», «нашел»…
В-третьих, надо, конечно, расширять перечень членов семьи публичных должностных лиц. Очевидно, что в значительном числе случаев собственность, которая приобретается на средства «незаконного обогащения» чиновника, чаще всего записывается не на него самого или малолетних детей, а на более широкий круг родственников.
И еще: практически ни в одной декларации мы не увидели следов собственности за рубежом или средств в зарубежных банках. Это крайне странно, поскольку нам известно про как минимум одного депутата с собственностью и средствами за границей, и трудно предположить, что он действительно у нас совсем один такой. Столь же достоверно известно, что взятки по делу «Даймлер», например, переводились не в российские банки, а в зарубежные, то есть финансовые средства незаконного обогащения чаще всего как раз выводятся из страны. Поэтому хотелось бы напомнить всем публичным должностным лицам, которые будут подавать декларации в будущем году: не надо скромничать, рассказывайте всё. Мы все равно проверим.
P.S. Более подробную информацию по результатам сравнения деклараций о доходах и имуществе депутатов Государственной думы РФ можно найти на сайте Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» (www.transparency.org.ru) и на сайте Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики ГУ-ВШЭ (http://lap.hse.ru/placeholders).
Полные данные сравнения деклараций о доходах и имуществе депутатов Государственной думы будут представлены на пресс-конференции Центра «Трансперенси Интернешнл —Россия», которая состоится 27 июля 2010 года в 12 часов в пресс-центре агентства «Росбалт».
Елена Панфилова,
директор российского отделения «Трансперенси Интернешнл»
Источник: Новая газета