Многие старые самолеты стоят не больше, чем их двигатели.
Сделанный компанией JetNet доклад о состоянии дел в корпоративной авиации показал, что, хотя процент бизнес-джетов на вторичном рынке несколько сократился (с 17,4% в мае прошлого года до 15,3% в мае нынешнего), продаваемость таких машин упала. Среднее количество дней нахождения выставленных на продажу самолетов на рынке увеличилось на 72%. Например, для старых моделей, таких как Challenger 601-3A, производимых с 1987 по 1993 год, среднее время продажи составляет более 18 месяцев, а по информации сайта AircraftPost.com сейчас на продажу выставлено 19 джетов этой модели.
Стоимость самолетов в некоторых случаях снизилась на 80%. Основатель и президент брокерской компании Par Avion Джанин Яннарелли (Janine Iannarelli) советует не покупать самолеты, стоимость которых меньше стоимости обслуживания и модернизации. Она вообще предрекает скорый конец продажам старых самолетов.
Ее поддерживает основатель и президент AircraftPost.com Деннис Роуссо (Dennis Rousseau), утверждающий, что самолет – просто кусок металла со штампом срока годности, и этот срок уже истекает. Другой специалист в области авиационного рынка, Шин Ланкастер (Sean Lancaster), считает, что общая картина на рынке сильно «загрязнена» наличием большого количества старых моделей и назвал рецессию «очистительным штормом». По его мнению, доля среднеразмерных джетов старше 10 лет на рынке составляет 25-35%, и им мало места.
В то время как количество старых и новых самолетов (моложе 10 лет), находящихся в строю, примерно одинаково, на продажу выставлено 20% старых против 9% новых джетов от общего количества. А самолеты 15-20-летнего возраста вообще мало пользуются спросом. Однако хозяева таких самолетов не хотят отдавать своих любимцев за бесценок.
Эксперты в области продаж призывают таких клиентов быть реалистами, предсказывая еще большее падение цен. Томясь в ожидании хорошего предложения, собственники таких самолетов сталкиваются со множеством проблем: они вынуждены платить за стоянку и обслуживание, содержать экипаж.
Многие старые самолеты стоят не больше, чем их двигатели. Например, Gulfstream II ценой полмиллиона долларов или Gulfstream III за 3 миллиона, недорого также можно купить Learjet 55, Learjet 35 или Falcon 50. Некоторые предлагают разбирать такие машины и продавать по частям, что становится все более выгодным.
Несмотря на неутешительные прогнозы для «антикварных» джетов, опыт развития авиации все же подсказывает, что всегда найдутся любители и профессионалы в авиации, оптимисты, которые смогут правильно оценить пусть старую, но хорошую машину и извлечь из нее прибыль.
Подготовил Шошин Владимир
по материалам www.ainonline.com
Источник: PrivatAERO