Если в определенное время дня полетать над московской кольцевой дорогой на высоте 200 метров, то совершенно отчетливо видно, как город захватывает час-пик.
Если в определенное время дня полетать над московской кольцевой дорогой на высоте 200 метров, то совершенно отчетливо видно, как город захватывает час-пик.
Час-пик – явление крайне утомительное: в течение нескольких часов невозможно выбраться ни из пробки, ни из машины. Но когда сидишь в вертолете стоимостью в 8 млн долларов, в белом кожаном кресле, в высокотехнологичных наушниках, фильтрующих шум даже на небольшой высоте, все происходящее внизу кажется не таким уж мрачным.
Мы поднялись в воздух с одного из новых аэродромов, построенных в пригородах Москвы для богатых русских, которые могут себе позволить передвигаться по воздуху, избегая дорожных пробок.
Удар по олигархам
Такая страна, как Россия, с ее огромными расстояниями, неразвитой дорожной инфраструктурой и слабым коммерческим сектором, является отличным плацдармом для развития частной авиации.
И действительно, в последние годы эта индустрия процветала, несмотря на недостаток отраслевой инфраструктуры и бюрократические барьеры.
Но потом случился мировой финансовый кризис, и потенциальные покупатели частных самолетов и вертолетов вдруг перестали быть такими уж богатыми людьми.
А многие из олигархов, которые к тому времени уже успели обзавестись своим воздушным транспортом, оказались в такой финансовой дыре, что вынуждены были, в лучшем случае, перестать им пользоваться, а в худшем – продать.
Для Альберто Понти, который занимается продажей вертолетов AgustaWestland, последние годы выдались непростыми.
"Российский рынок расцвел к 2008 году, в прямом смысле слова, открывая небо для нашей продукции. Но наступивший затем экономический спад ударил по нам очень больно. Сейчас ситуация постепенно, даже, я бы сказал, довольно медленно, но все же исправляется", - говорит Понти.
"Не рынок, а базар"
Российский авиационный рынок с нетерпением ждет подъема. На авиасалоне JetExpo-2010 в Москве производители, брокеры и чартерные компании пытаются договориться о создании новых проектов и заключении деловых сделок.
Игроки говорят, что испытывают "сдержанный оптимизм". Однако в условиях глубокого спада и крайне жесткой борьбы за нескольких оставшихся на плаву клиентов ситуация может только улучшиться.
Председатель JetExpo-2010, а также глава чартерной компании, обслуживающей богатых клиентов, Александр Евдокимов считает, что временный закат на авиарынке пойдет только на пользу отрасли.
"До кризиса это был не рынок, а базар. Кризис принес с собой на российский рынок некие правила. Пришлось начать больше задумываться о клиентах, о ценах, об услугах, которые мы предлагаем", - говорит Евдокимов.
Дилер Луис Карлос Аффонсо показывает мне кабину реактивного самолета "Legacy 600" бразильской компании. Это большое судно, способное совершить беспосадочный перелет из Москвы в Токио и достаточно просторное, чтобы вместить в себя самого олигарха, его семью и других сопровождающих.
Все это может стать вашим менее чем за 50 миллионов долларов. Самолет продавался очень хорошо как в России, так и в соседних странах, но в последнее время компания переживала затишье.
Правда, уже стали появляться некоторые признаки того, что рынок постепенно приходит в норму.
"В условиях кризиса развивающиеся экономики восстанавливаются быстрее, чем более крепкие рынки. Поэтому Россия – очень важная ниша для нас", - говорит Аффонсо.
В аэропорту Внуково, который является основным портом для частной авиации, расписание вылетов частных самолетов возвращается к докризисным показателям. Ожидается также, что к концу следующего года количество частных рейсов увеличится еще на 10%.
Особая зона
Дополнительный толчок возрождению частной авиации в России могут дать власти, контролирующие работы отрасли.
На сегодняшний день из-за высоких налогов и пошлин на ввоз большая часть личных самолетов, принадлежащих россиянам (всего их около 450), зарегистрированы за рубежом.
Однако власти заявляют о намерении привести российские законы в соответствие с международными стандартами.
С ноября вертолетам и легкомоторным самолетам больше не придется до трех дней ожидать разрешения на вылет.
Продавцы видят в этом большой прорыв, который, они надеются, скажется положительно на уровне продаж.
Весте с тем, гордые обладатели личного воздушного транспорта по-прежнему не могут летать над центром Москвы.
Эта часть города остается зоной, закрытой для полетов.
Источник: BBC Russia