В чем заключаются особенности формирования рынка авиаперевозок в России? Насколько в настоящий момент рынок авиаперевозок является конкурентным? В чем причина дороговизны авиабилетов российских перевозчиков? Об этом в программе «Угол зрения» Александр Привалов беседует с заместителем министра транспорта РФ Валерием Окуловым.
В чем заключаются особенности формирования рынка авиаперевозок в России? Насколько в настоящий момент рынок авиаперевозок является конкурентным? В чем причина дороговизны авиабилетов российских перевозчиков? Об этом в программе «Угол зрения» Александр Привалов беседует с заместителем министра транспорта РФ Валерием Окуловым.
— Давайте по порядку. Когда бранят? Бранят всякий раз, каждый год по окончании высокого сезона, да и во время высокого сезона, когда действительно значительно повышаются цены на билеты, тарифы. Особенно это контрастно видно по сравнению с теми тарифами и ценами, которые имели место в низкий сезон. При этом всю зиму, всю осень, всю осень 2009 года, зиму 2010 года, пожалуй, все авиакомпании проводили массовые сейловые кампании, акции по распродажам билетов по очень низким ценам, с тем чтобы привлечь пассажиров. И вполне естественно, что на пике спроса, в августе, да и в прочие летние месяцы тарифы повышаются. Вся тарифная политика в авиакомпании, техника определения тарифов выстроена таким образом, что она реагирует на спрос и ни на что другое.
— Давайте
— И с той стороны нет?
— И с той стороны нет, об этом чуть позже. Со снятием этого режима квотирования резко увеличились объемы перевозок в Россию благодаря тому, что новые авиакомпании, придя на те рынки, куда их не пускали в силу ограничений, выходили на эти рынки с более привлекательными ценами, более привлекательными тарифами, и это привлекало потоки пассажиров.
— Так, по идее, по учебнику, и должно быть.
— А так оно по учебнику все и происходит. И если
— Подождите, как же он держал монополию, если не было запрета всем остальным?
— Держал с помощью других административных рычагов, воздействий, запретов аэропортов на слоты и т. д. То есть
— Почему это не происходит? В Красноярске так чудесно произошло, а на все пространство России этого эффекта, что ли, не хватает, так надо понимать?
— Дальний Восток, о котором вы говорите, будь то Хабаровск, будь то Петропавловск, будь то Владивосток, — там нет монополий, там выполняют полеты по несколько авиакомпаний, в каждый из этих пунктов. На Тюмень точно так же выполняют полеты несколько авиакомпаний.
— А почему цены не снижаются? Или они снижены до последнего предела, дальше некуда?
— Нет. Цены ориентированы на спрос. И со снижением спроса… То есть, по существу, это работает в автоматическом режиме, соответствующий алгоритм заложен в машине, и она выставляет: сначала низкий тариф — спрос пошел, билеты покупают, она поднимает выше — спрос еще есть, поднимает еще выше — спроса нет, пошла вниз. И вот этот автоматический выбор сетки тарифов позволяет оптимальным образом заполнить емкость, кресло. Самолетное кресло — это самый быстро портящийся продукт: если самолет улетел, то кресло протухло. И задача — заполнить его, пусть даже весьма низким тарифом. Именно таким образом работает вся эта в автоматическом режиме система.
— Это чудесно, и это очень приятно слышать. Почему же такие результаты не радующие? Почему же фиксируется за три года на 300% увеличение на некоторых линиях тарифов, на лучших — на 30%. Разве все так должно быть, если все так хорошо оптимизируется?
— Ну, давайте посмотрим по занятости кресел и по загрузке. Занятость кресел 100% не бывает…
— Так и не должна быть, наверное. Это
— Ну, может быть,
— Это очень естественно, нормально.
— Понятны даты и направления, на которые будет такой пиковый повышенный спрос, и на них поставляются наиболее высокие тарифы. По остальным направлениям начинают с низких тарифов, потом выходят на высокие, потом опять уходят на низкие, и вот такие движения происходят в течение всего периода, пока открыто бронирование. Поэтому два пассажира, которые сидят рядом в самолете, имеют билет разной стоимости.
— Все мы это давно уже выяснили, но все равно во Франкфурт дешевле, чем в Тюмень.
— Допускаю…
— Так, может быть, пустить иностранцев летать по российским линиям? Или мы этого не сделаем?
— На Франкфурт конкуренция даже меньше, чем на Тюмень. На Франкфурт у нас выполняют полеты три перевозчика из России и один перевозчик из Германии, на Тюмень четыре перевозчика российских выполняют полеты.
— Значит,
— Это действительно имело место.
— Имело?
— Имело место до буквально последних месяцев…
— Вы вселяете в нас оптимизм. Борьба с конкуренцией имела место, парк был не такой прежде, а сейчас как?
— А вот несмотря на кризисный 2009 год, да и 2008−й, авиакомпании радикальным образом провели обновление своего самолетного парка. И это было вызвано жизненной необходимостью выживания. Ибо тот, кто не переоснастился, не перешел на новый самолет, тот проиграл бы. И мы видим сегодня одинаковые самолеты, которые летают в Тюмень, которые летают во Франкфурт, которые летают во Владивосток и летают
— Тогда получается маленький, но довольно поганый замкнутый круг. Поскольку недостаточный спрос для того, чтобы слетелись другие перевозчики и стали сбивать цену, недостаточный спрос
— Не так. Игра в демпинг имела место. Результат этой игры — «Красэйр», еще, может быть, «Интеравиа» и ряд других компаний. И перевозчики, которые после этих игр и битв остались на площадке, очень осторожно подходят ко всем этим играм. Занимают действительно достаточно консервативную позицию, в том числе и по тарифной политике. Но повторяю: если вам нужно в Тюмень задешево, то, возможно, билет нужно покупать не на завтра, а возможно, нужно покупать через месяц.
— За месяц?
— Да, ну и на месяц вперед…
— Да нет, понятно, просто не всегда известно за месяц, куда ты летишь. Но это наша проблема, понимаю. Валерий Михайлович, может быть, самая масштабная процедура, которая сейчас проходит в воздушной отрасли российской, — это
— Процесс естественный, процесс правильный с очень многих точек зрения. Нам действительно нужно растить мощного конкурентоспособного игрока на мировой арене, на мировом рынке. Авиаперевозки — отрасль глобальная по определению, и нам нужно исходить из необходимости и успешной конкуренции именно на мировом рынке. Таким образом и таким путем пошли целый ряд авиационных администраций и авиакомпаний. Пожалуй, один из показательных близких примеров — это Франция, когда было принято решение об усилении Air France
— В том числе частных компаний?
— Компаний, в которых государство имело мажоритарную долю. Да, там были и частные инвесторы, которые не сильно этому радовались, прямо скажем, у них уже там был определенный бизнес. Наряду с этим было принято решение о серьезном развитии аэропорта Шарль де Голль — и результат: буквально за несколько лет Air France стала крупнейшим перевозчиком в Европе, а Шарль де Голль стал крупнейшим хабом, крупнейшим аэропортом и транзитным узлом Европы. Параллельно с этим шел другой процесс, через
— Нам бы с нашими московскими аэропортами тоже некоторые уроки из этого извлечь.
— Да.
— Ну, хорошо: «Аэрофлот» — правильно, мы сгребаем туда все, что есть. Насколько я понимаю, это довольно большая нагрузка для экономики самой компании, которую мы хотим сделать одним из мировых лидеров. Потому что ведь очень пестрый получается флот, очень пестрое наземное хозяйство, все это чрезвычайно неэффективно, вероятно. Как вы с этим собираетесь бороться?
— Бороться с этим не надо. Нужно действительно включать ресурсы и финансовые, и экономические, и управленческие. И востребованность в управленческом ресурсе нисколько не меньше, нежели в финансовом. Слава богу, финансовое положение «Аэрофлота» позволяет ему производить вот эту интеграционную экспансию. И активы действительно очень разношерстные.
— В том числе собственно флот.
— По флоту, по виду бизнеса. Допустим, «Оренбургские авиалинии» — это компания, которая ориентирована исключительно на чартерный бизнес перевозок. «Владивостокавиа» по географии, там она. И из Москвы заниматься управлением Владивостока совершенно неправильно, нелогично, просто в силу серьезной оперативности авиационного бизнеса нужно очень быстро и оперативно принимать решения.
— Ну, естественно.
— Разнородные активы и их собирание, управление и получение синергетического эффекта — задачка непростая, но решаемая. Не сразу, но со временем.
— По мере отмирания значительных частей этих активов.
— В том числе. Согласен, я тоже считаю, что ряд активов не нужны и не интересны «Аэрофлоту». Допустим, «Сахалинские авиатрассы» — компания, которая успешно работает на региональном рынке. Она не магистральная компания. Она выполняет полеты на Курильские острова, выполняет полеты по своему региону, эксплуатирует флот региональный, флот нескольких воздушных линий, который никак не перекликается с флотом и технической политикой «Аэрофлота». И если мы усложняем управление корпоративное…
— Вы просто роняете эффективность.
— Снижаем эффективность авиакомпании. То же самое касается и «Саратовских авиалиний», то же самое касается «Кавминводыавиа». Очень хорошо в расклад «Аэрофлота» ложится ГТК «Россия»,
— Но если все так… Мне очень нравится ваш оптимистический настрой, как все хорошо, неэффективные сюда, постепенно снимаются, проблемы с конкуренцией постепенно решаются, еще немножко — и слова «назначенный перевозчик» вообще мы все позабудем. А когда это заметит потребитель? Когда не будет вдруг всплесков, включая всплесков сверху и всплесков снизу — ах, как подорожали билеты? Когда это прекратится? Когда войдет в то же самое русло, как у ваших коллег за кордоном, где все более или менее ровно и даже есть
— Не прекратится. И очень правильно обратили внимание
— Так а что
— Есть. Начнем с того, что первый опыт был блином, компания Sky Express не реализовала проект лоукоста, не хватило, наверное, устойчивости, и они переместились в чартерный бизнес, который является более простым, более легким. Более успешным считаю пример по «Авианове», которая настойчиво эту модель выдерживает и уже добивается серьезных успехов, имея тарифы в несколько раз дешевле, нежели у классических авиакомпаний, и составляет им серьезную конкуренцию и довольно динамично наращивает свой флот. В пользу лоукостов идет вся динамика развития смежных бизнесов и инфраструктур авиационных. Что нужно для лоукоста? Упрощение бизнеса. И упрощение бизнеса, simplified business — это генеральная линия развития гражданской авиации в мире. Самый наглядный пример упрощения бизнеса — это электронный билет.
— Ну к этому вроде все уже привыкли.
— Прошло всего лишь полтора года, а считается, что всегда так и было. Но значительно снижены издержки, расходы компании на дистрибуцию, на бронирование и т. д. Следующее направление — это касается снижения финансовой нагрузки на всех операторов авиационной деятельности — на авиакомпании, на аэропорты, на аэронавигационное обслуживание. Снижение всех нормативных требований, которые есть в отношении аэропортов по авиационной безопасности, совершенно безумные требования, которые неадекватны для аэропортов местных воздушных линий, для малых аэропортов.
— То есть у нас все это жестче, чем у ваших коллег за кордоном?
— Да. В отношении аэропортов не международного класса, а аэропортов местных воздушных линий требования примерно такие же, как и для международных. Совершенно ни к чему в аэропорту
— Так что, вы сказали, что не будет так же гладко и красиво, как закордонные цены на билеты,
— Нет. Всплески, о которых вы говорите, сезонные, были и будут.
— Это понятно. Я говорю о тренде.
— Задача регулирующих органов — Минтранса, «Росавиации» — создать условия и предпосылки к снижению финансовой нагрузки на всех операторов. Это внедрение и новых технологий…
— И только? А, скажем, вы не хотите, чтобы вам сняли НДС? А вы не хотите, чтобы вам дали некоторые налоговые льготы, чтобы сняли таможенные платежи…
— Не сыпьте соль на раны.
— Так, секундочку, это есть принципиальный вопрос. Вы говорите сейчас о копейках с рублей, а я говорю о рублях. Если вы для того, чтобы компании зарабатывали прибыль, то вы не очень нужны, между прочим, пусть они сами разбираются. Если вы для того, чтобы обеспечить связность страны, так делайте
— Не принимается, поскольку как раз и авиакомпании, все авиаперевозчики в течение всех последних лет настоятельно просили, требовали, молили, как угодно, в любых формах о снятии драконовских заградительных таможенных пошлин на авиационную технику. Принято решение, сняты таможенные пошлины — правда, пока еще не на все самолеты. Остались…
— На бипланы.
— Нет, на самолеты до 50 кресел сняты таможенные пошлины. Остались с 50 до 111 кресел, со 160 до 219. С 219 сняты, и еще окошечко от 110 до 160 — сняты. То есть возможность перевооружения — она есть. И конкурентоспособность российских компаний не ущемляется по сравнению с «Люфтганзой» и другими авиакомпаниями, которые не имеют этого. То же касается НДС, то же касается налогов на имущество аэропортов. Пока не решены вопросы, но мы точно на этом настаиваем, мы точно этого требуем, и помимо этого мы говорим, что не только нужно требовать, что дайте нам снижение, но и что мы со своей стороны делаем для снижения финансовой нагрузки на всех операторов.
— Ну, вот видите, нам сегодня рассказывали, что почти все препоны на линии правильных цен на билеты уже сняты, которые недосняты, снимаются в пожарном порядке прямо сейчас. Лет через
Источник: Эксперт online