Игра в кризис продолжается. Удивительное дело: вроде бы уже давно известно, что экономические потрясения делают бедными только бедных, богатым же приносят дополнительные доходы.
Игра в кризис продолжается. Удивительное дело: вроде бы уже давно известно, что экономические потрясения делают бедными только бедных, богатым же приносят дополнительные доходы. То есть, если взглянуть на происходящее через призму частной и деловой авиации, должно бы, по идее, наблюдаться процветание. Ан нет, экономят на чем можно. Что ж, будем экономить. Тем более что для этого есть способ – перелеты по системе empty legs.
Налегке
Мировая гражданская авиация появилась не вдруг, а развивалась эволюционным путем. Чтобы стать рентабельным бизнесом, ей нужно было очень многое: надежные скоростные самолеты, современные аэропорты, система управления воздушным движением, средства связи и навигации и так далее. Все эти технические и организационные ухищрения преследовали главную цель: обеспечить загрузку провозных мощностей. Проще говоря, самолеты должны постоянно летать, потому что только в этом случае они приносят прибыль. От самолета, стоящего на земле, авиакомпании один вред.
Частная и деловая авиация во многом избавлена от столь жесткого диктата рентабельности, потому что и работает по более гибкой схеме, и на спичках не экономит. Тем не менее интерес подзаработать присутствует и здесь.
Служебный самолет летает вне расписания, то есть по сути вне регулярной схемы, и поэтому часто вынужден «возить воздух», что в авиации очень дорого. По этой причине полеты оплачиваются в оба конца.
Предположим, что заказчик летит из Москвы в Лондон. Самолет находится, допустим, в Мюнхене. Почему в Мюнхене? Очень просто: базироваться в Европе на порядок дешевле, чем в России. Соответственно, заказчик платит не только за свой перелет Москва – Лондон, но и за перегон пустого самолета из Мюнхена во Внуково.
Стоимость каждого полета складывается из множества составляющих: это и топливо, и плата за услуги аэропорта, и навигационные сборы, и зарплата экипажа, и куча всяких отчислений. Собственно тариф за перевозку одного пассажироместа из точки А в точку Б составляет в итоговой сумме не такую уж большую долю. По сути дела пассажир чартерного рейса оплачивает весь эксплуатационный цикл, частью которого является его перелет. А другая часть – перегон пустого самолета, который называется empty leg (буквально – «пустые ноги», по смыслу – «налегке»). Именно здесь и содержится возможность получить дополнительную прибыль – взять попутного пассажира. Выгода пассажира – возможность слетать фактически за полцены.
Распродажа воздуха
Хотя подачу пустого самолета в аэропорт вылета или возврат его к месту базирования всегда оплачивает заказчик бизнес-чартера, сам принцип перевозки воздуха всегда был нерешенной проблемой деловой авиации. В самом деле – не посылать же второго пилота в терминал зазывать попутных пассажиров? Ведь вопрос о вылете решается в считанные часы, и разместить информацию о нем заранее не представлялось возможным.
Решением проблемы стал интернет. На сегодняшний день в мире появилось немало интернет-ресурсов, постоянно размещающих актуальные списки empty legs. Есть ресурсы общего доступа, но наиболее полные списки пустых перегонов доступны только профессиональным участникам рынка.
В самом простом изложении схема использования пустых перегонов выглядит так. Пассажир заказывает рейс Москва – Лондон, после чего самолет должен будет вернуться к месту базирования, например в Мюнхен. Компания-оператор заранее размещает информацию о пустом перегоне самолета на ресурсе empty legs и после выполнения основного заказа задерживает самолет в аэропорту, ожидая подходящего случая продать пустой перегон полностью или частично.
При этом потенциальному пассажиру empty leg совершенно не обязательно лететь точно по маршруту Лондон – Мюнхен, при необходимости он может лететь из Лондона куда-то еще, или же самолет будет подан из Лондона в требуемый аэропорт.
Сумма экономии, естественно, колеблется в зависимости от обстоятельств, потому что самым экономичным вариантом перелета является полное совпадение маршрута, тогда как при его изменении покупатель пустого перегона будет платить дополнительно. Но в любом случае минимум на 15% экономии можно рассчитывать смело, даже если самолет должен будет заскочить за пассажиром куда-то в сторону от основного маршрута. На различных сайтах рекламируются и совсем уж фантастические скидки – до 60% от стоимости перелета. Возможно, в идеальном варианте это и удается, но реальные цифры лежат где-то в диапазоне 30–40%. Это немало, согласитесь. Как говорил старина Скрудж, «сэкономленные деньги – заработанные деньги».
Срок годности на упаковке
Актуальные интерактивные списки empty legs размещаются сейчас на многих ресурсах, но пользоваться ими не так уж и просто: чаще всего списки бывают неполными, потому что их публикация так или иначе зависит от взаимоотношений участников рынка. Профессиональные же системы – удел профессионалов.
Например, европейская система Avinode, предназначенная для бронирования чартерных авиарейсов, содержит ежедневно порядка тысячи позиций по продаже пустых перегонов, но доступна она только операторам и брокерам, то есть работает по схеме business to business. Собственно, пакет услуг этой компьютерной системы может купить только профессиональный участник рынка. Тем более, что простому человеку разобраться в ней очень трудно.
Иное дело – ресурсы общего пользования. Они не дают выхода непосредственно на операторов, а информацию на такие сайты выкладывают брокеры. По сути, это и есть тот интернет-рынок, куда может зайти любой желающий и быстро промониторить актуальный список предложений по empty legs. В России таким ресурсом является Jetonline.ru. Списки предложений по empty legs можно найти и в других закоулках интернета, даже на сайтах туристических компаний, но это уже не тот масштаб.
В сущности, только появление мощного единого ресурса и сделало возможным быстрый и эффективный поиск предложений, потому что работать с множеством раздробленных сайтов было гораздо труднее. Ведь empty leg – продукт скоропортящийся, успех продажи здесь зависит от времени.
Интерес к полетам по схеме empty legs сейчас велик как никогда. Еще недавно они были уделом начинающих пользователей бизнес-чартера, а сегодня возможность купить полет за полцены все чаще интересует тех, кто раньше вполне спокойно оплачивал полный чартер в оба плеча. Продажа пустых перегонов также существенно облегчает жизнь брокерам. В каком-то смысле это просто их хлеб: в ряде случаев только empty leg позволяет брокеру выполнить заказ с прибылью.
Если популярность empty legs будет расти нынешними темпами, может теоретически возникнуть ситуация, когда число предложений начнет сокращаться, а стоимость возрастет. Уже сейчас некоторые участники рынка задумываются о том, не столкнется ли система продажи пустых перегонов с дефицитом полностью оплаченных чартерных рейсов. Впрочем, это больше похоже на сказку: даже кризис мировой экономики не прихлопнул бизнес-чартер как явление, а если в Землю врежется комета, empty legs нас не выручат.
Комментарий
Леонид Кошелев, председатель совета директоров компании «Джет-2000»:
Скидка на полет empty leg может составлять до 40% от цены обычного чартера, таким образом, пассажир приобретает полет по очень привлекательной цене. К поиску empty legs прибегаем очень часто, так как стремимся максимально сократить расходы наших клиентов. Также в последнее время участились запросы, где клиенты сами оговаривают, что их интересует исключительно empty leg. На empty legs приходится 5–10% коммерческих рейсов нашей компании. Для поиска предложений мы пользуемся системой Avinode. На наш взгляд, ей сейчас пользуется наибольшее число участников рынка, что существенно упрощает поиск.
Автор: Александр ШВЫДКИН
Источник: журнал Jet # 9 (67)