Тендер был необычный: одна известная авиакомпания решила кардинально изменить свой имидж. Это должно было касаться многих аспектов деятельности – от оформления до питания на борту и подкрепить его действительно интересной винной картой, подаваемой бесплатно в бизнес-классе.
«Коррупция погубит эту страну», – сказал я в шутку в 1991 году, когда услышал просьбу девушки из конторы таможенного брокера заплатить ей сумму, эквивалентную на тот момент $1, за «ускорение процесса». Прошло 20 лет...
Я не хочу сказать, что я провидец: для этого не надо быть провидцем, надо чаще читать исторические книги. Ни одна страна мира не прошла мимо всеохватной коррупции, но с такими проявлениями, как коррупция в коммерческих структурах, сталкиваться приходилось все-таки реже, чем в государстве. У нас же свой, особый путь. И дело не в том, кто какие бюджеты пустил в каком направлении, – дело в том, что в условиях подобной коррупции оказались совершенно невостребованы профессионалы. И это очевидно: наблюдать за жалкими потугами «победивших» в тендерах рекламных агентств каждый житель России может круглосуточно. Ибо, будучи сам руководителем коммерческой структуры, никогда не поверю, что владельцы бизнеса самостоятельно утвердили эти вариации на пелевинские наркоманские видения. То герой понюхал стиральный порошок и увидел альпийские луга, то героиня открыла баночку с брынзой и нырь с головой в стиральную машину, а вынырнула в болоте с выдрой!
Что должен подумать среднестатистический человек, увидев эту рекламу? Что колумбийские наркокартели нашли относительно дешевый способ оптовой торговли мешками по 3 и 6 кг под видом стирального порошка? Или что такого кладут в брынзу, если, даже ее не попробовав, а только понюхав, человека так расплющило!? Или меня будут уверять, что здесь все в порядке? Тогда я бы обратился к сотрудникам HR: а вы документы у директоров по маркетингу проверяете или рассчитываете только на их креативность? Тут недавно узнал, что крупнейшей стройкой Москвы руководил человек с поддельным дипломом. И не удивился! А зачем ему диплом? Он им что, согласовывать документы будет или кирпичи класть? Вопросы-то по-другому решаются. И нечего из этого такую бучу устраивать! В условиях тотальной коррупции люди, имеющие доступ к телу пилящего или связи с такими людьми, ценятся намного выше, чем профессионалы.
Но к чему это я? Некоторое время назад ко мне обратились друзья, знающие мое отношение к вину как к произведению искусства и попросили помощи для участия в тендере. Тендер был необычный: одна известная авиакомпания решила кардинально изменить свой имидж. Это должно было касаться многих аспектов деятельности – от оформления до питания на борту и подкрепить его действительно интересной винной картой, подаваемой бесплатно в бизнес-классе. Также должна была быть возможность купить те же вина и в эконом-классе. Я пришел от масштаба задачи в полный восторг: неужели в нашей стране такое возможно!?
Тут я хочу сделать маленькое отступление. Однажды я летел на восток США авиакомпанией Delta. Я не очень люблю дальние перелеты, так как в самолете не могу уснуть. Книгу прочитал, видео посмотрел, от газет пальцы приобрели сероватый цвет, а лететь было еще часа 3. И от нечего делать решил посмотреть, что же предложит авиакомпания для путешественников типа меня. И попал! Из самолета мои спутники меня уже вытаскивали за уши. Оказалось, что у авиакомпании есть собственный сомелье - Andrea Robinson, она определяет политику компании в области алкоголя и, попутно, летает со своей семьей по разным странам на самолетах, конечно, авиакомпании, и рассказывает путешественникам о кухне этих стран и ее совместимости с разными потрясающими винами. Жутко вкусно снято, так и хочется съесть и выпить все, что она рекомендовала, особенно после 12 часов в самолете!
Так вот, имея такой международный опыт, я включился в тендер, написал целую программу. Первое, что меня насторожило, были закупочные цены, по которым авиакомпания была готова закупать вина. Приличные вина за такие деньги в России с ее системой таможенного оформления и дистрибуции не найти. Пришлось перейти в категорию «лучшее соотношение цена-качество», без широко известных вин, готовых к употреблению. Но и в этой категории можно найти жемчужины, если тщательно поискать. И вот уже готово предложение, уговорили импортера дать на тендер по 12 (двенадцать, если кто не разбирает цифры) каждого вина, все переслали в авиакомпанию, ждем-с.
Прошло время тендера, еще неделя–другая, и тут я получил ответ, причем не от конкурсной комиссии. Как известный гуру винного рынка я часто комментирую те или иные события для многих журналистов. Каково же было мое удивление, когда именно от журналистов я узнал, что победила не наша концепция, а предложение известного дистрибутора с вином, которое стыдно на стол ставить. Причем по цене, превышающей ту, по которой это вино продается в России, и те цены, по которым мы предлагали вина совместными усилиями. Думаю, комментарии излишни, наверно мы не выполнили какое-то еще условие тендера, о котором даже не слышали. Так что теперь, летая этой авиакомпанией, мне хочется выпить вина, но я понимаю, что придется точно потерпеть до земли. Здоровье дороже и убитая печень страховым случаем признана не будет. Кстати, ответа мы так и не дождались, так же, как и возврата 144 бутылок, которые, очевидно, до сих пор дегустируются.
И дело не в том, что я не удовлетворил свои амбиции или мои друзья не получили прибыли. Без ложной скромности могу сказать, что наше предложение было наиболее профессиональным, концептуальным и сбалансированным, и уж точно за него не пришлось бы краснеть ни нам, ни авиакомпании. Но зачем нужны профессионалы, когда не они решают вопросы?!
Я бесконечно могу приводить примеры поборов со стороны секретарей, офис-менеджеров и прочего офисного планктона, который принимает решения о закупке вин для руководителей или корпоративов. Думаю, в других отраслях нашей жизни примеров тоже достаточно много. И вот здесь меня настигает бремя профессионала. Мне горько смотреть, как бездарные якобы специалисты якобы создают якобы коллекции. Но возникает вопрос – доколе?! Надо же что-то делать! Почему люди обращаются к тому врачу, который лечит, а не дает наибольшие откаты; брокеру, который приносит прибыль, а не является знакомым подруги жены, а при выборе вина, при формировании собственной коллекции такие вещи поручаются совершенно случайным людям?! И выглядят наши доморощенные коллекции и винные карты как лист цен, а не действительно концептуальное собрание уникальных вин! И если японцы, народ очень близкий нам по расстоянию от ведущих центров виноделия и таможенным пошлинам, имеют в двух городах – Токио и Киото – больше 250 мишленовских ресторанов, то в России – ни одного. И, думаю, получим мы звездочку не скоро, уж очень трудно звезду Мишлена купить, а мы разучились работать и профессионально подходить к порученному делу.