Восстановление задержалось

Компания JetNet выпустила результаты вторичного рынка бизнес джетов, турбовинтовых самолетов и вертолетов за сентябрь 2010. Несмотря на витающий в воздухе оптимизм, восстановление рынка, если смотреть на результаты девяти месяцев 2010 года, по-прежнему пока задерживается.

 

Компания JetNet выпустила результаты вторичного рынка бизнес джетов, турбовинтовых самолетов и вертолетов за сентябрь 2010. Несмотря на витающий в воздухе оптимизм, восстановление рынка, если смотреть на результаты девяти месяцев 2010 года, по-прежнему пока задерживается.

Статистика вторичного рынка показывает, что спад начался где-то в 2008 году. После пяти лет рекордных продаж и роста цен на бизнес джеты этот пузырь, наконец, лопнул. Причина понятна – это результат мирового экономического кризиса.

Сравнивая показатели вторичного рынка за девять месяцев этого и прошлого года видно, что наибольшее изменение в лучшую сторону показывает рынок реактивных деловых самолетов. Количество выставленных на продажу самолетов этой категории в рассматриваемый период уменьшилось на 2% с 17,1% до 15,1% от всего флота бизнес джетов. А наиболее важным показателем является увеличение сделок купли-продажи на 22,8%, по сравнению с 2009 годом. Но в тоже время отмечается, что время экспонирования самолетов всех категорий стало занимать больше времени. Чтобы продать бизнес джет в 2010 году требуется на 41-110 дней больше, в зависимости от категории, в сравнении с началом года. Также упала средняя цена, запрашиваемая продавцами, кроме сегмента поршневых вертолетов. Здесь наблюдается увеличение на 2,9%. Однако этот сегмент единственный, в котором снизилось количество сделок купли-продажи, на 9,4%.

Судя по статистике, в июне 2008 года вторичный рынок оказался в непосредственной опасности затоваривания. В этом месяце последний раз наблюдалось в продаже менее 2000 подержанных самолетов. Еще одним характерным моментом в кризисе вторичного рынка стал октябрь 2008 г., когда произошел скачок количества выставленных на продажу бизнес джетов по сравнению с прошлым месяцем на 216 самолетов или на 9,8%. Причем это случилось до знакового события деловой авиации США, когда представители трех автогигантов прилетели в Вашингтон просить денег у правительства на бизнес джетах, что возмутило общественность.

Начиная с августа 2009 года запасы подержанных самолетов начали снижаться и продолжали это делать в течение первых шести месяцев 2010 года. Однако, в последние два месяца наблюдается увеличение этого показателя на 1,8%. В сентябре 2010 года доля вторичного рынка составила 15,1%, в то время как в сентябре 2009 года было 17,1%. Интересно, что те же 15,1% были в сентябре 2008 года. Однако, в количественном выражении это более чем на 240 самолетов больше по сравнению с сентябрем 2008 года.

Также произошел поворот в показателе количества сделок по продажам. В период конца 2008-2009 годов происходило быстрое снижение в годовом исчислении количества сделок купли-продажи как бизнес-джетов так и турбовинтовых самолетов. Но в первые девять месяцев 2010 года мы видели ежемесячное увеличение транзакций по сравнению с 2009 годом. Если брать для сравнения девятимесячный период 2009 и 2001 годов, то количество сделок увеличилось на 22,8%, что является очень хорошей новостью. Однако, в сравнении с тем же периодом 2008 года, не в пользу нынешнего: за девять месяцев 2010 состоялось 1342 сделок, а в течение того же периода 2008 года – 1435, продажи упали на 6,5%. Эксперты JetNet выражают надежду, что результат 4-го квартала 2010 года и итоговый результат на конец года будут ближе к уровню 2008.

Другие показатели вторичного рынка бизнес джетов вызывают неоднозначную реакцию. В настоящее время, чтобы продать самолет, надо в среднем 345 дней, это на 82 дня больше, чем в среднем за тот же период 2009 года. Кроме того, средняя запрашиваемая цена в течение первых девяти месяцев 2010 года снизилась на 6,2% по сравнению с первыми девятью месяцами 2009 года.

Уровень запасов подержанных турбовинтовых самолетов в продаже в конце сентября 2010 года находился в том же русле, что и рынок бизнес-джетов. Доля подержанных турбовинтовых самолетов составила 10,5% от всего парка и снизилась с пика в мае-июне 2009 года в 12,0%. Количество сделок купли-продажи турбопропов увеличилось на 5,4% за первые девять месяцев 2010 года по сравнению с тем же периодом в 2009 году, что также хорошая новость.

Однако, так же как и на вторичном рынке бизнес джетов, чтобы продать в текущих рыночных условиях турбовинтовой самолет, надо потратить больше времени, чем это требовалось в 2009 году. Среднее время экспозиции в период с января по сентябрь 2010 года составило 330 дней, увеличившись на 14,2%, или на 41 день, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Кроме того, средняя запрашиваемая цена за первые девять месяцев 2010 года снизилась на 2,2% по сравнению с тем же периодом в 2009 году.

Если посмотреть на макроэкономическую ситуацию в США, то видно, что во 2-ом квартале 2010 года ВВП США увеличился на 1,7% по отношению к 1-му кварталу. А в 1-м квартале реальный ВВП США вырос на 3,7%. И это уже четвертый квартал подряд, когда ВВП США показывает рост после четырех кварталов спада. Тем не менее, рост в 1,7% во втором квартале 2010 г. означает, что сейчас наблюдается замедление восстановления экономики США. Исторически сложилось так, что рынок деловой авиации является здоровым и растет, когда рост ВВП составляет больше 3%.

Другим важным экономическим параметром, оказывающим влияние на рынок бизнес джетов, являются корпоративные прибыли. За полугодие 2010 г. прибыли компаний показали восходящую тенденцию после резкого спада в 4-м квартале 2008 года.

Кроме того, FAA сообщило, что базирующиеся в США бизнес джеты совершили в первые восемь месяцев 2010 года на 11,5% больше полетов по сравнению с первыми восемью месяцами 2009 года. Хотя это увеличение трафика является хорошей новостью, он по-прежнему на 17% ниже, чем в первые восемь месяцев 2008 года.

FAA также сообщает, что полеты бизнес джетов делятся на внутренние и международные в пропорции 84% к 16% соответственно. Полеты внутри страны быстро росли в последние месяцы, но все еще значительно ниже 350000 ежемесячных полетов (примерно на 100000), которые регистрировались в течение 2007 года.

В то же время международные полеты достигли нового пика, 60 906 в марте 2010. Однако, из-за вулканического пепла в Европе, активность в апреле и мае 2010 года сократилась на 24% и в течение трех месяцев после этого оставалась на низком уровне.

Источник: BizavWeek