Никаких драгоценных камней

Владимир Кожин: "Когда начинается строительство президентского борта, то исходим из главного. Из того, что это не просто самолет, а очень сложное техническое средство передвижения, находясь на котором, президент, он же главнокомандующий, имел бы все рычаги управления. Этому подчинено все — “начинка”, компоновка".

Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин — о дворцах, “мигалках” и червяках

Российского президента теперь кормят повара-французы. По слухам, подают ему через день лягушачьи лапки с чесночной пастой и антрекоты. А еще поговаривают, что в новом самолете Медведева предусмотрен огромный бассейн. Но самые невероятные слухи касаются депутатов и кремлевских чиновников — дескать, их дачи во время жары погорели, а из квартир их выселяют из-за грандиозного ремонта. А тех из них, кто замешан в коррупционных скандалах, будут-де прилюдно судить прямо на Красной площади — на Лобном месте. Иначе зачем его собрались отреставрировать? Что из всего этого байки, а что нет, мы решили спросить у человека, который отвечает за все кремлевское “добро”. Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин — в эксклюзивном интервью “МК”.

Фрагмент интервью, в котором Владимир Кожин рассказывает о президентских самолетах. Полностью материал можете прочитать здесь 

— Недавно у президента появились новые “крылья”. Знаю, что было несколько вариантов интерьера самолета, какой в итоге выбрали?

— Когда начинается строительство президентского борта, то исходим из главного. Из того, что это не просто самолет, а очень сложное техническое средство передвижения, находясь на котором, президент, он же главнокомандующий, имел бы все рычаги управления (у нового “Ту-214” даже есть аббревиатура ПУ — пункт управления). Этому подчинено все — “начинка”, компоновка. И только оставшееся после решения этой задачи пространство отдается в первую очередь для главного пассажира, а потом уже для сопровождающих лиц и персонала. Что касается непосредственно интерьера, мы никогда не выбираем между “позолотой и флорентийской мозаикой”. Это абсурд. Те, кто про это говорит, — или дилетанты, или злопыхатели. В реальности руководствуемся простым принципом: интерьер должен быть достойным (это все-таки самолет для президента, и там бывают лидеры других государств) и функциональным. Никаких драгоценных камней, навороченных средств гигиены в помине нет. Есть рабочая зона с кабинетом, где можно проводить совещания. И есть небольшая зона отдыха, ведь иногда президенту приходится полмира за один раз пролететь. Есть также небольшой блок для сопровождающих. Уверяю вас, во многих самолетах бизнес-класса вы получите удобств гораздо больше. Те же кресла будут намного шире. Но, повторюсь, задача обеспечения комфорта для борта №1 — лишь второстепенная, в силу ограниченных возможностей по пространству.

— Управделами недавно приобрело для президента “Фалькон”. Значит ли это, что первые лица пересядут на иностранные самолеты?

— Нет, не значит. Как был приоритет строительства российских самолетов, чтобы поддержать национальных авиастроителей, так он и остался. Только что пришел новый “Ту-214”, о котором вы спрашивали, на подходе (думаю, к концу года) еще один точно такой же. Плюс мы заказываем еще российские борты этой серии для технических нужд, ведь, к сожалению, авиатехника в нашем парке устарела. Что касается “Фалькона”, российская авиапромышленность самолеты такого класса, увы, не выпускает. Президент часто летает на небольшие расстояния. И, скажем, полет в Санкт-Петербург на “Ил-96” или “Ту-214” — это все равно что вы из Химок будете в Москву одна ехать на огромном поезде. Это неудобно и затратно. Поэтому нам необходимы были маленькие самолеты, которые, с одной стороны, могут садиться на небольшие аэродромы, а с другой — будут очень экономичны. Стоимость перелета из Москвы в Питер на “Ил-96” и “Фальконе” отличается не в разы, а в десятки раз.

— А правда, что вы собираетесь закупать украинские самолеты?

— Украинские коллеги начали производить достаточно неплохой самолет — “Ан-158”. И мы внимательно за этим процессом следим. Я сам видел новый самолет, был на нем, изучил его. Это ближнемагистральное воздушное судно интересно нам тем, что очень неприхотливо и может садиться фактически на любые посадочные полосы. А в России сегодня пока по пальцам можно пересчитать аэродромы, которые соответствуют международному уровню. Большинству еще только предстоит модернизация, и на это уйдет не один десяток лет. А летать надо, и садиться надо. Так что ведем переговоры, видимо, будем приобретать этот самолет.

— Одесские ученые говорят, что специально для российских чиновников разработали информационно-развлекательные системы. В каждом президентском самолете будет по 20 мониторов и еще много чего другого.

— Одесситы могут говорить что угодно, они ведь живут в городе юмора и шуток. Но если серьезно, они разрабатывают системы не для нас. Ведь “Ан” — это серийный самолет, и украинцы будут предлагать его всему миру. Нам ни к чему развлечения на бортах, предназначенных для полетов руководства страны. Но когда дело подойдет к заказу, во время обсуждения контракта мы будет смотреть, что разработали одесситы и надо нам это или нет.

— В последнее время ничего не слышно про водные борта президента. Они вообще есть и пользуется ли ими Дмитрий Медведев? Может, у него водобоязнь…

— Водобоязни у него точно нет. Президент любит море и часто повторяет, что Россия — великая морская держава. На балансе Управделами есть и речные, и морские суда. Когда нужно перемещаться по речным артериям (а это бывает довольно часто, просто не афишируется), президент пользуется теплоходом “Россия”. Это судно постройки середины 60-х годов. В принципе такие старые корабли не должны плавать и их надо списывать. Но мы провели серьезную модернизацию “России”, сделали капитальный ремонт и продлили теплоходу жизнь. Так что он пока справляется со своей задачей. Что касается морских транспортных средств, здесь более серьезная проблема. Корабль, который обслуживает президента (в свое время он, кстати, был переделан из военного судна), полностью выработал свой ресурс. За полвека его многократно ремонтировали, но сейчас он подлежит списанию.

— А откуда же тогда будет любоваться морем президент?

— В следующем году мы планируем купить новый борт. Он будет современным, надежным и небольшим (порядка 50 метров в длину).

Источник: МК