С началом нового века (начиная с 2002 г.) вертолетная отрасль США уверенно поднималась. Налет вертолетов ежегодно увеличивался в переделах 5–10% в год. И все было хорошо.
Недавний мировой финансовый кризис, очевидно, повлиял и на вертолетную отрасль. Рассмотрим, как на нее влияют кризисные явления, на примере интенсивности использования парка гражданских вертолетов США. Пример США наиболее показателен (почти половина мирового парка гражданских машин).
С началом нового века (начиная с 2002 г.) вертолетная отрасль США уверенно поднималась. Налет вертолетов ежегодно увеличивался в переделах 5–10% в год. И все было хорошо. Неприятный звоночек прозвучал в 2008 г., когда первыми "споткнулись" большие вертолеты. В конце года налет вертолетов с двумя газотурбинными двигателями (2ГТД) упал на 17,7%. Хотя в целом суммарный налет за год увеличился за счет роста налета в других секторах: вертолеты с одним ГТД обеспечили +9,8% и вертолеты с поршневыми двигателями (ПД) показали увеличение налета на 34%.
Следующий, 2009 г. стал годом падения всей отрасли. Рухнуло все: вертолеты с 1ГТД упали на 6,8%, с 2ГТД продолжили падение, их налет сократился еще на 6,7%, а вертолеты с ПД рухнули сразу на треть (35%). Справедливости ради нужно еще раз напомнить, что накануне (в 2008 г.) поршневые машины столько же прибавили. Поршневые вертолеты — очень чувствительная система, колебания здесь значительно более резкие, чем в других секторах.
В 2010 г. падение продолжилось. За I кв. 2010 г. по сравнению с I кв. 2009 г. сокращение налета составило 4% (интересно, что налет вертолетов с одним ГТД снизился на 5,6%, с двумя ГТД — на 4,8%, лишь поршневые устояли).
В целом падение налета в 2009 г. составило 15%; вместе с результатом 2010 г. оно может превысить и 20%, а это уже серьезно (при самых средних темпах на возвращение потребуется несколько лет).
Несмотря на общее падение, глубина по секторам серьезно различается. Если вертолеты с 1ГТД оступились до уровня 2007 г., а вертолеты с ПД упали до уровня 2006 г., то вертолеты с 2ГТД провались аж до уровня 2004 г. Как показывает статистика, однодвигательные газотурбинные вертолеты — наиболее устойчивая система. Они приносят основную долю налета американским вертолетам — 57–62%. Доля вертолетов с ПД, которая до кризиса составляла 20%, во время обострения кризиса возросла до 29%, а сейчас вернулась к 22–23%. Зато доля вертолетов с 2ГТД, которая сократилась с 20 до 15%, вернулась лишь на 1 процентный пункт (хорошо, что хоть появилось стремление к возвращению). Использование вертолетов с 2ГТД — косвенный показатель здоровья экономики (многодвигательные вертолеты обслуживают такие ключевые отрасли, как нефтегазодобывающая, транспортные перевозки, поисково-спасательное обеспечение, скорая медицинская помощь).
Подведем итог. Нормальное состояние американской вертолетной отрасли: ежегодный 5%-ный рост с распределением на вертолеты с 1ГТД — 60%, с 2ГТД — 20%, с ПД — 20%. Формула успеха по-американски проста: "60-20-20"! (В каждом регионе своя формула успеха.) А пока налет топчется на месте и доля вертолетов с 2ГТД не вернулась на уровень 20% (в перспективе доля вертолетов с 2ГТД должна быть еще выше), говорить о начале восстановления вертолетного хозяйства преждевременно.
В то же время ведущие вертолетостроители отмечают позитивные тенденции за 9 месяцев этого года: рост заказов и выручки (в основном за счет военных программ). Однако критерием восстановления служит не увеличение выручки производителей, а рост выручки операторов. Только эксплуатация (использование по назначению) может поставить главную оценку рынку. Предварительная оценка года неутешительная: вертолетчики не покупают гражданские вертолеты.
Евгений Матвеев
Источник: АТО