Российский рынок авиатопливообеспечения в 2010 году отличился резким ростом цен на керосин. О причинах такого скачка цен и о результатах работы и планах на будущее с "АвиаПортом" поделился генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов.
Российский рынок авиатопливообеспечения в 2010 году отличился резким ростом цен на керосин. О причинах такого скачка цен и о результатах работы и планах на будущее с "АвиаПортом" поделился генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов.
- Охарактеризуйте российский рынок авиатопливообеспечения в 2010 году.
- Прошедший 2010 год был для авиакомпаний удачным: перевозчики показали рост по пассажиропотоку в 26%. Однако рынок авиакеросина ответил ростом цен на топливо, российские нефтяные компании поднимали цены на авиакеросин следом за ростом цен на нефть на мировых рынках. Стоимость топлива на отдельных рынках во второй половине года увеличилась на 20-30%, особенно эта тенденция проявилась в четвертом квартале 2010 года. Так, рост цен на авиакеросин, реализуемый на российских товарно-сырьевых биржах составил от 6 до 22%. Отпускные цены по прямым договорам с нефтяными компаниями выросли на 20-25%, в зависимости от направления поставки. Причинами явились недостаточное производство керосина в условиях роста авиаперевозок в Российской Федерации, монопольное ценообразование доминирующих ВИНК и несовершенство механизмов биржевой торговли на российских товарно-сырьевых биржах. Большой проблемой остаются бюрократические барьеры в доступе на рынок топливообеспечения в крупных аэропортах. Несмотря на принятое постановление правительства №599 о недискриминационном доступе к услугам естественных монополий, доступ новых топливозаправочных компаний в аэропорты все еще осложнен.
- Каковы показатели объема продаж авиационного топлива компании в 2010 году?
- Группа компаний "Аэрофьюэлз" в 2010 г. в сегменте заправок в российских и зарубежных аэропортах увеличила объем продаж авиатоплива на 9% - до 600 тыс. тонн. Выручка достигла 14 млрд рублей, увеличившись на 29% по отношению к 2009 году.
- Какие прогнозы на 2011 год?
- По моим подсчетам, цена на нефть в 2011 году будет в районе $80-100 за баррель. При этом мы планируем увеличить реализацию нефтепродуктов в этом году на 10-15%, а также увеличить выручку на 10-15%.
- Каковы дальнейшие перспективы развития?
- Мы провели реконструкцию Уфимского ТЗК, и в марте-апреле введем его в эксплуатацию, причем керосин будет доставляться напрямую на склад ГСМ с нефтезавода через керосинопровод.
Мы рассчитываем начать работать в этом году в нескольких региональных аэропортах. Например, планируем приступить к заправкам в Курске в сентябре-октябре 2011 года, после окончания ремонта ВВП, на сегодняшний день мы практически закончили. Есть еще ряд интересных для нас аэропортов, но уже в Западной Сибири, с которыми ведутся переговоры о сотрудничестве, но анонсировать их преждевременно.
Есть еще проект, который стоит отметить, - строительство ТЗК в Нижнем Новгороде. Сейчас заканчивается строительство железнодорожного тупика длиной 1,3 км, по которому в дальнейшем будет доставляться весь керосин на склад ГСМ и который послужит начальным этапом строительства самого топливозаправочного комплекса, то есть через эту железнодорожную ветку будет осуществляться доставка материалов для строительства комплекса.
Кроме того, в мае прошлого года у нас стартовал проект по обеспечению авиатопливом и заправке на вертолетных площадках. Мы доставляем керосин к вертолетным площадкам Верхнемарково. В этом году намерены расширять этот участок бизнеса и приступить к обеспечению топливом еще на двух вертолетных площадках в нефтедобывающем районе Восточной Сибири.
Помимо этого, 1 февраля мы приступили к организации авиатопливообеспечения российской бизнес-авиации в зарубежных аэропортах. У нас заключен договор с одним из мировых лидеров нефтяной промышленности - компанией Exxon Mobil об организации авиатопливообеспечения российской бизнес-авиации в двадцати европейских городах Германии, Англии, Франции, Италии, Ирландии, Бельгии, Швейцарии и т.д. Теперь владельцы частных самолетов смогут заправить в Европе авиатопливо по значительно более привлекательной цене в сравнении с существующими сейчас на рынке условиями. Экономия при заправке по контракту с "Аэрофьюэлз Интернешенел" составит до $100 на тонне, а при пакетном договоре обслуживания сразу в ряде пунктов удешевление цены может достигать и $150 за тонну. В дальнейшем мы планируем работать и с другими западными нефтяными компаниями, а также рассчитываем расширить за рубежом географию предоставления услуг по заправке бизнес-авиации.
- Есть ли планы по покупке новой спецтехники?
- Парк топливозаправщиков сейчас составляет порядка 70 единиц. У нас постоянно ведется работа по оснащению сети своих топливозаправочных комплексов новыми аэродромными топливозаправщиками. Рассчитываем в течение 2011 года инвестировать в модернизацию парка средств заправки около 150 млн рублей. В течение года новейшие средства заправки получат ТЗК в аэропортах Кемерово, Владивостока, Нижнего Новгорода.
- Поделитесь опытом эксплуатации танкера. Есть ли планы по покупке новых танкеров?
- Программа танкерных перевозок нефтепродуктов на Дальнем Востоке показала положительные результаты. Собственная доставка керосина в аэропорты, куда нельзя поставить топливо железнодорожным транспортом, дала возможность независимого гарантированного завоза керосина, от которого зависит бесперебойность заправки "в крыло". К тому же часто танкеры кроме керосина перевозят и другие нефтепродукты, от чего может пострадать качество топлива. Наша компания полностью это исключила: керосин на 100% соответствует всей нормативной базе, применяемой к авиационному керосину в России. Помимо этих плюсов, эксплуатация нефтеналивных танкеров - достаточно рентабельное мероприятие, дающее определенный финансовый плюс всей группе копаний. На сегодняшний день наших мощностей хватает, и танкерный парк мы будем расширять в зависимости от потребностей в авиакеросине дальневосточных аэропортов.
- Вы владеете 20% акций аэропорта "Абакан". Какова дальнейшая судьба актива?
- Владение таким активом является для нас только плюсом, что позволяет нам влиять на текущую ситуацию и работу в аэропорту. Но это не значит, что мы будем расширять свою деятельность в бизнесе по управлению аэропортами. Мы топливная компания и планируем развиваться в нашем сегменте, уделяя большое внимание имеющейся сети из пятнадцати ТЗК, ее развитию, модернизации, строительству новых объектов, предоставлению качественной, отвечающей российским и международным стандартам услуги заправки. Планируем продолжать развивать конкуренцию в крупных аэропортах. "Аэрофьюэлз" является пионером этого движения, демонополизировав рынок в девяти из пятнадцати аэропортов с альтернативными топливозаправочными комплексами. За десять лет мы увидели положительные результаты этой деятельности для авиакомпаний, получивших возможность выбора, снижение цен и повышение качества услуги.
Елена Слюсарева
Источник: АвиаПорт.Ru