Несмотря на активную разработку и внедрение мировым сообществом инновационных энергосберегающих технологий, а также широкое применение альтернативных источников энергии, цены на нефть и газ неуклонно движутся вверх. Соответственно оффшорные операции вертолетов пользуются спросом.
Несмотря на активную разработку и внедрение мировым сообществом инновационных энергосберегающих технологий, а также широкое применение альтернативных источников энергии, цены на нефть и газ неуклонно движутся вверх. В таких условиях ведущие нефтегазовые компании активизируют разведку и освоение новых шельфовых месторождений, которые находятся все дальше от береговой линии. По имеющимся данным, уже в 2003 году морская добыча нефти достигла уровня 34%, а газа - более 25% от общемировой. На фоне обостряющейся конкурентной борьбы за углеводородные ресурсы такие энергетические гиганты как BP, Chevron, Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, "Газпром" и "Роснефть" вынуждены перемещать нефтедобычу на морские платформы в труднодоступных районах, иногда с суровыми климатическими условиями. Для обеспечения работы на шельфе Охотского и Северного моря, Мексиканского залива, на Аляске или в районе острова Ньюфаундленд невозможно обойтись без услуг вертолетных операторов, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов на морские нефтяные платформы (так называемые "оффшорные операции").
Перечень задач, возлагаемых на оффшорные вертолеты, достаточно обширен. Это перевозка пассажиров и грузов между береговыми и морскими вертолетными посадочными площадками, в том числе на морских судах и платформах, как в рамках плановых операций, так и по экстренным заданиям, перевозка VIP-персон, ледовая разведка. Отдельным пунктом идут экстренные полеты, в том числе в рамках санитарных заданий или поисково-спасательных операций.
Главными требованиями для вертолетов, выполняющих оффшорные перевозки в интересах нефтегазовой отрасли, являются надежность, безопасность, дальность, всепогодность, возможность выполнения ночных полетов и большие возможности по загрузке. Не все машины могут выполнить рейс туда и обратно на одной заправке. Иногда требуется наличие запаса авиационного топлива на самой платформе, а это - дополнительные затраты. Двигатели современных вертолетов оснащаются системами электронного управления FADEC, существенно повышающими надежность и экономичность, а также снижающими нагрузку на экипаж. Большинство современных двухмоторных вертолетов сертифицировано для выполнения взлета и посадки на одном двигателе.
Обслуживание оффшорных платформ подразумевает гарантированное выполнение полетного задания даже в сложных условиях. Тут встает вопрос обеспечения постоянного использования винтокрылых машин, вне зависимости от погодных условий и времени суток. Возрастают требования к навигационному оборудованию. При выполнении полетов над безориентирной местностью и водной поверхностью в условиях тумана, осадков и плохой видимости, экипаж должен безошибочно определить местонахождение платформы и выполнить безопасную посадку. В связи с этим вертолетные операторы уделяют повышенное внимание не только техническим характеристикам своих машин, но и специальной подготовке экипажей. Так, например, все пилоты компании CHC Helicopter проходят дополнительные курсы, где учатся летать по приборам, использовать электронные системы диагностики состояния полета и системы предупреждения о возможном столкновении с землей.
В перечень необходимого оборудования вертолетов, выполняющих оффшорные операции, уже давно входит спутниковое навигационное оборудование GPS. В свою очередь, Россия прилагает огромные для запуска в эксплуатацию системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Также в составе оборудования вертолетов появляются радиолокационные ответчики и аварийные передатчики, инновационные электронные пилотажно-навигационные системы для различных условий полета (ночных полетов, в снежном вихре, приборного пилотирования на малых скоростях, систем, предусматривающих режим полного автоматического пилотирования и т.д.).
Одним из специфичных требований, предъявляемых при полетах на морские платформы, является возможность приводнения. Действующие в России нормы предусматривают, что после посадки на воду вертолет не должен затонуть в течение минимум 30 минут. Необходимая плавучесть обеспечивается либо использованием лодочного корпуса, как, например, на вертолете Ми-14, либо применением надувных баллонетов.
Большое внимание уделяется также способности авиатехники выполнять спасательные операции. В случае возникновения угрозы персоналу платформы (цунами, шторм или мощный циклон) часто приходится выполнять экстренную эвакуацию, невзирая на погоду и время суток. В силу этого в штатное оборудование вертолетов включаются прожекторы и лебедки для подъема груза.
Авиационные парки западных оффшорных операторов требуют модернизации или частичной замены. Большинство машин имеют возраст от 22 до 25 лет. На смену долгое время эксплуатировавшихся Eurocopter AS 332 Super Puma, Sikorsky S76 или Bell 206 приходит новое поколение вертолетов - Eurocopter EC155, EC225 Super Puma Mk II+, Sikorsky S92, S76C++ и Agusta Westland AW101, AW139.
Какие же вертолеты предлагаются западными производителями в качестве замены устаревшим машинам, используемым для оффшорных операций? Рассмотрим лишь некоторые из них. Итак, AgustaWestland предлагает трехдвигательный AW101 (примерная стоимость - $26,6 млн.), который способен перевезти до 30 пассажиров на расстояние 1020 км со скоростью 280 км/ч. Грузоподъемность вертолета составляет 5,4 тонны на внешней подвеске. Меньший по размеру двухмоторный AW139 (примерная стоимость - $13,2 млн.) располагает 15 пассажирскими местами. На средней крейсерской скорости 290 км/ч вертолет преодолевает расстояние свыше 700 км. Грузоподъемность составляет 2,5 тонны.
Компания Eurocopter делает ставку на ЕС225 Super Puma, который в последней своей версии Mark II (примерная стоимость - $22,6 млн.) имеет 25 пассажирских мест. На средней крейсерской скорости 260 км/ч вертолет преодолевает расстояние в 820 км. Грузоподъемность машины составляет 5,7 тонн. Более легкая модель EC-155 (примерная стоимость - $10 млн.) имеет до 12 пассажирских мест и, развивая скорость до 280 км/ч, может пролететь без дозаправки 840 км.
Двухдвигательный S-92 (примерная стоимость - $21,9 млн.) от компании Sikorsky Aircraft в обычной комплектации вмещает до 24 пассажиров. Крейсерская скорость вертолета - 260 км/ч, практическая дальность - 1000 км, грузоподъемность - 4,5 тонны. И AgustaWestland, и Eurocopter, и Sikorsky устанавливают на свои машины противооблединительные системы роторов.
Кроме того, занимающиеся оффшорными перевозками вертолетные операторы связывают большие надежды с разработкой перспективных проектов, реализация которых может привести к революционным изменениям во всей индустрии. Прежде всего, речь идет о планах создания первого коммерческого конвертоплана Bell/Agusta BA609, а также о работе компаний Sikorsky и Eurocopter над созданием нового летательного аппарата, сочетающего несущий винт вертолётного типа и отдельные самолетные движители (так называемого "винтокрыла"). Вступили в гонку за скорость и разработчики Перспективного скоростного вертолета из ОАО "Вертолеты России". По оценкам специалистов, подобные машины смогут быть задействованы для проведения оффшорных и длительных поисково-спасательных операций, патрулирования прибрежной зоны и границ, грузопассажирской транспортировки, а также для медицинской эвакуации с платформ.
Александр Полищук
Источник: АвиаПорт.Ru