Экология должна быть экономной

Даже эксплуатируя неновые самолеты, можно сократить объемы выбросов СО2. А заодно сэкономить на топливе.

 

Даже эксплуатируя неновые самолеты, можно сократить объемы выбросов СО2. А заодно сэкономить на топливе. Независимо от ваших взглядов на проблему глобального потепления, есть несколько убедительных причин перейти на так называемую экологическую эксплуатацию. Наверное, самая веская из них — это внушительное количество "зеленых", которое можно сэкономить, внедрив в своей организации культуру экологической ответственности.

В процессе сжигания топлива в двигателе образуются газы, которые ученые обвиняют в создании парникового эффекта, меняющего климат нашей планеты: это прежде всего диоксид углерода (CO2), а также монооксид углерода, или угарный газ (СО) и оксиды азота (NOX). Очевидный вывод: чем меньше сожгли топлива, тем меньше выбросили газов.

Многие компании делают заботу об экологии частью своей корпоративной этики: кто-то по совести, а кто-то ради имиджа. Независимо от мотивации, эти компании экономят ощутимые суммы, при этом действительно сокращая объемы вредных выбросов. Переходя на "зеленые" стандарты в различных аспектах производственной деятельности, эти корпорации рано или поздно доберутся и до своих авиационных служб с сакраментальным вопросом: как сделать эксплуатацию бизнес-джетов более экологичной? Конечно, на такой случай есть готовый ответ: купить новые самолеты. Однако времена сейчас не лучшие, и скорее всего, придется что-то изобретать с имеющейся техникой.

Более того, опытные авиаторы подтвердят: с хорошим уходом и своевременным ТО самолет можно эксплуатировать если не вечно, то очень долго. Львиная доля находящегося в эксплуатации парка — возможно, и ваш самолет в том числе — летает уже не одно десятилетие с двигателями, разработанными 30 лет назад. Показатели потребления топлива и выбросов этих двигателей соответствует уровню технологий тех лет.

Итак, как же выйти в "зеленую зону"? И, главное, — зачем?

Игра стоит свеч

"Ответ на вопрос "зачем?" прост: чтобы повысить эффективность операционной деятельности и снизить расходы", — говорит Стив Браун, вице-президент по летной эксплуатации Национальной ассоциации деловой авиации США (NBAA). По его словам, среди членов Ассоциации дебаты о глобальном потеплении ведутся редко. Зато часто приходится слышать об ответственном управлении вверенными им ресурсами. "Все заинтересованы в базовых унифицированных принципах ведения бизнеса", — говорит он.

Для тех, кто эксплуатирует неновую технику, альтернативой обновления парка может стать ремоторизация, установка "крылышек", доработки по аэродинамическому вылизыванию, замена устаревшей авионики современной цифровой, с возможностями более точной навигации. Все это целесообразно при двух условиях: во-первых, данные модификации существуют для эксплуатируемого вами типа ВС, во-вторых, инвестиции в доработку и финансовые потери от простоя оправданы, то есть меньше, чем стоимость нового или почти нового самолета. При нынешней ситуации на вторичном рынке, когда доступно большое количество самолетов по привлекательным ценам, считать надо очень тщательно.

Новые порядки

Даже если оставить самолет в прежнем виде, можно добиться существенной экономии, стоит только ввести в ежедневную эксплуатационную практику ряд простых действий. Приведем лишь несколько примеров того, на что можно обратить внимание на земле, перед вылетом, в воздухе, после посадки.

  • Сократите необязательную нагрузку.
    Проведите инвентаризацию всего, что исторически присутствует на борту и вполне может быть оставлено на земле, например ненужное кухонное оборудование. Даже если сэкономленный вес покажется вам незначительным, в сумме и с течением времени эти детали дадут нужный эффект.
  • Оптимизируйте центровку.
    Для экономии топлива оптимальна центровка, несколько смещенная назад.
  • Ограничьте время работы ВСУ и двигателей на земле.
    Не всегда удается оставить самолет на стоянке поближе к ВПП, но можно взять за правило перемещать самолет на земле при помощи тягача, а также разворачивать его в нужном направлении до запуска двигателей. Не запускайте двигатели до получения диспетчерского разрешения на руление. В случае задержек добивайтесь по возможности точной информации о времени вылета.
  • Выполняйте руление на одном двигателе. Уточните в РЛЭ, имеется ли такая возможность для вашего типа ВС.
  • Уменьшите тягу двигателей на взлете.
    Разумеется, если позволяют погодные условия и взлетный вес. Это не только сэкономит топливо, но и продлит жизнь двигателей.
  • Снизьте скорость.
    При любой возможности на крейсерском режиме выходите не на максимальную скорость, а на значения скорости, оптимальные для наибольшей дальности.
  • Займите активную позицию при работе с диспетчерами УВД.
    Просите спрямление, оптимальный эшелон полета и т. д. Не во всем мире, но по крайней мере в США и Европе можно рассчитывать на получение соответствующих разрешений. По словам Брауна, в США система ОрВД настроена таким образом, что диспетчер имеет право вмешиваться в полет только в том случае, если имеется опасность сближения: "Когда я подаю план полета, FAA не станет менять указанные мною параметры высоты, скорости и т. д., если нет пересечений с другими ВС. По определению считается, что запрашиваемые мной параметры оптимальны для выполнения полета". По его словам, в 80% случаев вы получите то, что просите, так как резервы системы весьма велики. Только на тех участках воздушного пространства, где движение более плотное, вам могут отказать.
  • Снижайтесь непрерывно.
    Изучите возможности непрерывного снижения и используйте их при всяком подходящем случае. Как можно раньше определяйте точку начала снижения, чтобы подготовиться к заходу и приданию самолету посадочной конфигурации.
  • Не злоупотребляйте возможностями ТХУ.
    Ограничьте по возможности время работы на полную мощность турбохолодильной установки.
  • Заправляйтесь на одно плечо.
    По возможности заправляйте ровно столько топлива, сколько вам необходимо для выполнения рейса в одну сторону. На перевозку топлива уходит много топлива.

Разумеется, все эти действия производятся с учетом ситуации. Но если ввести их в практику, систематическое выполнение не составит труда и принесет желанные плоды.

Дэвид ЭСЛЕР, AVIATION WEEK

Источник: АТО