Подержанные бизнес-джеты подешевели

Стоимость подержанных бизнес-джетов снизилась до рекордно низкого уровня. Авиаброкеры связывают это в том числе и с тем, что потенциальным покупателям становится все сложнее получать у банков средства на финансирование покупки самолета.

Стоимость подержанных бизнес-джетов снизилась до рекордно низкого уровня. Авиаброкеры связывают это в том числе и с тем, что потенциальным покупателям становится все сложнее получать у банков средства на финансирование покупки самолета, несмотря на восстановление мировой экономики и рост доходов в корпоративном секторе.

Как пишет Financial Times, за последнее время цены на бывшие в эксплуатации бизнес-джеты ведущих марок существенно снизились. Согласно данным компании Jetcraft Corporation, стоимость ближнемагистрального реактивного самолета фирмы Learjet, находившегося в летной эксплуатации один год, составляет $8 млн, что почти в два раза дешевле аналогичного нового лайнера. Совладелец Jetcraft полагает, что на сегодняшний день «существует колоссальная ценовая разница между подержанными и новыми самолетами», причем скидки распространяются как на легкие, так и на корпоративные самолеты среднего размера стоимостью до $25 млн.

Специалисты отрасли объясняют падение цен не только медленным восстановлением экономики, но и тем, что наступили «новые времена и новые правила». По мнению Анн Барт Тильман, управляющего директора голландской компании GA-Finance, специализирующейся на финансировании бизнес-авиации, «на данный момент попросту нет покупателей. В связи с этим произошла беспрецедентная ситуация: практически новый самолет сейчас можно купить на 25–35% дешевле, чем два-три года назад». Помимо общего снижения цен специалисты также отмечают существенную разницу в количестве поставок небольших и более вместительных бизнес-джетов Gulfstream. По оценкам американской аналитической компании Teal Group, с 2008 по 2010 год произошло «катастрофическое» падение объемов поставок маленьких бизнес-джетов. За указанный период этот показатель упал на 57% — до уровня 1964 года. Аналитики считают, что ситуация с поставками резко ухудшилась потому, что в условиях восстановления экономики банки неохотно выделяют потенциальным покупателям средства на финансирование покупки более дешевых лайнеров. Впрочем, в отношении поставок крупных бизнес-джетов специалисты настроены более оптимистично, поскольку их продолжают приобретать правительства и состоятельные граждане таких стран, как Китай или Россия, где экономика была менее затронута кризисом.

Елизавета Кузнецова

Источник: Коммерсантъ