Степень ответственности должна быть адекватна происшествиям

Радиостанция «Эхо Москвы» пригласила к себе министра транспорта Игоря Левиина и в числе прочих вопросов, поинтересовалась его мнением по поводу полетов малой авиации и ответственности пилотов.

На сайте Министерства Транспорта РФ размещен проект Федерального Закона «О внесении изменений в статьи 3.5. и 11.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В соответствии с этими поправками планируется увеличить штрафы для пилотов частных воздушных судов за нарушение правил полетов. Министерство хочет поднять их до 1-3 миллионов рублей. Для юридических лиц штрафы могут увеличиться до 5-10 миллионов.

Радиостанция «Эхо Москвы» пригласила к себе министра транспорта Игоря Левиина и в числе прочих вопросов, поинтересовалась его мнением по поводу полетов малой авиации и ответственности пилотов. Вот выдержка из этого интервью.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Напоминаю, это мнение Игоря Левитина, министра транспорта России. Еще один вопрос. Вот я когда готовился к нашему эфиру, я, естественно, смотрел на вопросы, которые пришли по интернету. Игорь Евгеньевич, там довольно значительная часть вопросов, я даже не понял о чем они: речь идет о предложении внесения изменений в кодекс об административных правонарушениях, как я понимаю. Люди говорят, что ваше министерство было инициатором. Это предложение про нарушение воздушного пространства или неправильного использования воздушного пространства. И те комментарии к этой теме, которые я читал наших слушателей, они считают, что это убивает малую авиацию, что это предложение, это решение просто убьет малую авиацию.

И.ЛЕВИТИН: Я тоже читал вопросы, которые шли. Хочу сразу сказать. Это, вот, близко к тому, что мы только что с вами обсуждали. Бизнес уже длительное время обращается к нам в том, чтобы мы отменили разрешительные полеты и сделали их уведомительными. В московской зоне это сделать очень сложно, потому что московская зона очень загружена. Поэтому в течение нескольких лет вместе, кстати, с бизнесом была разработана модель, и она в конце года была утверждена правительством.

Но что это значит? Это не значит безответственность. Сегодня штраф, если ты нарушил зону полетов, залетел туда, куда ты не должен был залетать, ты можешь стать причиной крупной авиакатастрофы. Поэтому штраф сегодня за это от 2 до 5 тысяч рублей.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Залет в зону, куда ты не должен залетать?

И.ЛЕВИТИН: Да, куда не должен залетать. Но ты когда берешь разрешение, тебя видят. А сейчас, когда ты летишь по уведомительному порядку, ты за час уведомляешь, что ты летишь. Мы предлагаем, что если вы добросовестный пользователь, используете воздушное пространство, вам не грозят штрафы. Вы летаете на тех высотах, на тех эшелонах, которые вам разрешены.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, то есть тоже уведомительный. Он остается?

И.ЛЕВИТИН: Да, уведомительный порядок остается. Это международный опыт, он таков. Но мы считаем, что ответственность за его нарушение должна быть увеличена. Поэтому мне кажется, что те, кто не нарушает, и те, кто, скажем, будет использовать воздушное пространство по тем нормативам и правилам, им ничего не угрожает. А, конечно, те, которые будут нарушать, там должна быть ответственность. Степень ответственности – она, конечно, должна быть адекватна тем, скажем, происшествиям, которые могут случиться.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А какова цена вопроса? Имею в виду, это так много у нас теперь...

И.ЛЕВИТИН: Около 2,5 миллионов рублей.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А если говорить о количестве сейчас, может быть, в московском регионе, но чтобы люди понимали, есть проблема или это придуманная проблема.

И.ЛЕВИТИН: Нет, скажу так, что в московском регионе очень много закрытых зон, куда вообще нельзя залетать, и они не входят в этот порядок, о котором мы говорим. Но, тем не менее, практически ежедневно у нас идет информация, что произошел несанкционированный вылет, самолет или вертолет где-то упал и все это идет без разрешения.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть практически ежедневно?

И.ЛЕВИТИН: Да, ежедневно. Мы говорим: «Давайте сделаем уведомительный порядок, вы дайте уведомление, что вы полетели». Необходимо зарегистрироваться, получить код – пожалуйста, лети. Но не нарушай – вот об этом идет речь. Поэтому я считаю, добросовестным пользователям здесь ничего не будет угрожать.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Игорь Евгеньевич, а, все-таки, сколько в день вылетов таких в московском регионе, приблизительно? Какова цена?

И.ЛЕВИТИН: Ну, скажем так. Московский регион в этом плане – он не очень подходит под эти вопросы, потому что он сам по себе закрыт.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, давайте возьмем какой-нибудь регион крупный.

И.ЛЕВИТИН: Если взять крупный регион, то это, ну, около 50 вылетов.

А.ВЕНЕДИКТОВ: 50 вылетов. И частые нарушения.

И.ЛЕВИТИН: И частые нарушения. Нарушения в том, что они без разрешения вообще летают, хотя должны брать разрешение. Я согласен с тем, что при разрешительной системе так же, как в техосмотре, очень много проблем. Бюрократия, различные, скажем, задержки, выдача разрешения. Нам это тоже не нравится. Мы считаем, уведомительный – это для пользователя воздушного пространства, скажем так, наилучший способ для того, чтобы не быть связанным с какой-то разрешительной системой.
Кстати, хочу сказать, что он бесконтактный уведомительный. То есть вы уведомляете посредством связи и вы вылетаете.

Полностью интервью можно прочитать или посмотреть на сайте «Эхо Москвы»

Однако проект нового постановление правительства по внесению изменений в КоАП, который упоминается в интервью, предусматривающий увеличение штрафов за нарушение использования воздушного пространства, уже прошел независимую антикоррупционную экспертизу. Судя по всему Минтрансу еще есть над чем поработать…