Под влиянием позитивных экономических тенденций сверхлегкие реактивные самолеты начинает завоевывать рынок деловых перевозок в Европе
Гамбургская консалтинговая компания в области деловой авиации Wingx Advance рапортует об удачном годе для сверхлегких бизнес-джетов (VLJ). Однако компания отмечает, что прогнозируемая ранее "революция" проходит гораздо более медленными темпами, и при этом операторы используют совершенно разные бизнес-моделей.
В 2010 году трафик самолетов этого класса в Европе вырос на 75,4% (в 2009 рост составил 159,2% по отношению к предыдущему году). В 2010 году флот из 93 самолетов Cessna Citation Mustang и 28 Embraer Phenom 100 (по состоянию на 31/12/2010) выполнил 21700 рейсов. В тот же период времени на самолетах Eclipse 500, основоположнике VLJ, выполнили 1200 рейсов. В течение трех лет с момента поставки первого VLJ в Европу этот класс самолетов смог захватить долю в 4,2% от всех полетов на европейском континенте.
"Наше исследование показывает, что Mustang - и все больше и больше Phenom 100 - отнимают долю рынка у пожилых бизнес-джетов Citation и других, более новых, легких реактивных самолетов, таких как Learjet 40, Citation CJ1, CJ2 и CJ3", говорит исполнительный директор Wingx Advance GmbH Кристоф Колер.
Причина кроется в подходящем сочетании комфорта, характеристик и низких эксплуатационных расходов таких самолетов. А так как они очень экономичные, рост цен на нефть делает их еще более конкурентоспособными. Это особенно важно, потому что операторы сообщают, что клиенты до сих пор остаются очень чувствительными к цене услуг.
Развитие ситуации этого сегмента в Европе похоже на происходящее в Соединенных Штатах. В Северной Америке трафик VLJ в 2010 году увеличился на 86%, до 57000 рейсов. Из-за растущего флота Phenom 100 (94 самолетов на конец года), этот VLJ смог более чем в два раза увеличить свою долю на рынке до 29,5%, что делает его вторым после Mustang (42,1%). "В Европе растущий флот Phenom 100 также расширяет свою долю рынка", говорит Кристоф Колер.
Однако, по данным компании Avinode, европейский рынок бизнес-чартеров за последние три года испытал значительное смещение спроса, причем в противоположную сторону. "Если мы оглянемся назад, то можем увидеть, что легкие реактивные самолеты повсюду теряли долю рынка", объясняет коммерческий директор Avinode Business Intelligence Магнус Хенрикссон. "Между тем спрос на бизнес-джеты тяжелого класса растет не по дням, а по часам. В суперсреднем сегменте также наблюдается большой рост популярности, и ведущую роль занимают популярные представители этого класса самолетов – Embraer Legacy и Challenger 300".
Однако подтверждая исследование Wingx Advance, компания Avinode указывает на одно исключение из этого тренда – Citation Mustang, спрос на который стал стремительно расти с момента его дебюта в онлайн-системе, то есть около трех с половиной лет назад. Причем этот самолет вытесняет старые и более крупные воздушные суда.
Расхождение в этих двух точках зрения на тенденции европейского рынка деловой авиации можно объяснить тем, что тяжелые и суперсредние деловые самолеты в основном используются для путешествий и отдыха, в то время как на легких бизнес-джетах летают по делам. Поэтому и возникают столь противоречивые исследования. Даже в тяжелые времена богатые люди стараются не изменять своим привычкам и летают на больших самолетах отдыхать в далекие страны и на острова. В тоже время снизившаяся в кризис деловая активность, что пришлось на момент ввода в эксплуатацию основной массы VLJ, не дала раскрыться в полной мере их качествам. Однако под влиянием позитивных экономических тенденций этот класс самолетов начинает завоевывать рынок.
Увеличение количества полетов VLJ в Европе является не только отражением растущего флота, но и наращивание потенциала обслуживания, что увеличивает готовность самолетов к полетам и годовой налет. Наибольшая активность VLJ в 2010 году наблюдалась в следующих европейских аэропортах: Ле-Бурже (Париж), Женева, Чампино (Рим), Ницца и Цюрих.