Подходящий Gulfstream V может стать удачным вложением денег. GV обладает одним из самых завидных наборов ЛТХ в классе large-cabin на вторичном рынке.
Gulfstream V обладает одним из самых завидных наборов ЛТХ в классе large-cabin на вторичном рынке. С 1997 по 2002 г. в Саванне было собрано 194 самолета этого типа, прежде чем ему на смену пришел GV-SP, более известный как G550.
В начале 1990-х гг. Gulfstream запустил программу GV как ответ на Global Express от Bombardier. Безусловным преимуществом программы был низкий уровень риска и расходов, связанных с выводом новой модели на рынок. Взяв за основу GIV-SP, конструкторы "растянули" фюзеляж на 7 футов (213 см), увеличили площадь крыла (а заодно и емкость топливных баков) и горизонтального оперения, двигатели заменили на более эффективные Rolls-Royce BR710, а также модернизировали бортовые системы. В результате получился самолет, похожий на GIV-SP с точки зрения пассажирского салона, но с увеличенной в полтора раза дальностью.
В зависимости от оборудования GV берет на борт семь или восемь пассажиров и летит на 5600 морских миль с крейсерской скоростью 0,85М (или на 6400 морских миль со скоростью 0,80М). Таким образом, он способен связать беспосадочным рейсом практически любую пару городов в Северной Америке и Европе.
Большинство выпущенных самолетов имеют компоновку из трех пассажирских секций, кухонного блока, туалета и багажного отсека с доступом из салона в хвостовой части. На некоторых оборудован дополнительный туалет в передней части фюзеляжа и небольшое помещение для отдыха экипажа. Типичная конфигурация салона подразумевает клубную секцию в начале, четыре кресла вокруг стола посередине и кабинет с рабочим столом и трехместным диваном в конце.
На некоторых самолетах кухня расположена перед салоном, а не позади, чтобы обеспечить изоляцию расположенного в хвосте кабинета. На ночных рейсах в GV с комфортом разместятся шесть пассажиров на раскладывающихся в горизонтальное положение креслах-кроватях.
Как уже упоминалось, у GV прекрасные ЛТХ. Чтобы отправиться в межконтинентальный рейс, ему достаточно 1220 м полосы. Он забирается на эшелон FL450 и летит со скоростью 488 узлов, а затем садится, используя всего 685 м полосы. Правда, взлетно-посадочные характеристики самолета несколько пострадали из-за 6%-ного увеличения расчетного веса по ходу программы. Так, при полете на максимальную дальность GV понадобится 1860 м полосы при взлете с аэродромов, расположенных на уровне моря при стандартных условиях. И 2790 м при взлете, если превышение составляет 1,5 тыс. м при условиях ISA+20°C. И все же по параметру топливной эффективности этому самолету нет равных среди ВС с дальностью более 6000 морских миль.
По отзывам операторов, GV — один из самых надежных из всего модельного ряда Gulfstream. Пассажирам нравится тихий и ровный полет. Самолет может набирать до 51000 тыс. футов (FL510), но большинство операторов предпочитают эшелон не выше FL470. Стоит учесть, что из-за относительно низкой удельной нагрузки на крыло при встрече с турбулентностью следует ожидать довольно сильной тряски.
Техники также ставят GV высокие оценки. Плановые проверки в основном проводятся с интервалом 12 месяцев при ежегодном налете 400 ч. За техническую поддержку и обслуживание клиентов Gulfstream заслуживает положительные отзывы эксплуатантов.
Большинство операторов закладывают от 4 до 5 тыс. долл. на прямые эксплуатационные расходы за летный час, включая стоимость топлива из расчета среднего часового расхода 550 галлонов (2080 л), плюс 600–700 долл. на поддержание ресурса двигателя. Здесь необходимо сказать следующее: у Rolls-Royce наблюдается дефицит двигателей серии BR700, которые предоставляются операторам в аренду на время проведения ТО их собственных. Если о сменном двигателе не позаботиться заранее, самолет может застрять на земле на несколько недель.
Пилотировать GV — одно удовольствие, если привыкнуть к достаточно длинным картам контрольных проверок, следствию более низкого уровня автоматизации систем, чем на большинстве самолетов такого класса. Бортовой комплекс Honeywell SPZ-8500 с шестью электронно-лучевыми дисплеями размером 8 х 8 дюймов — не самый современный и не обеспечивает всех функций, требуемых аэронавигационными системами нового поколения. Gulfstream и Honeywell предлагают апгрейд FMS-2000, версия 6.1, для соответствия требованиям FANS-1, RNP 0.3, WAAS/LPV и обеспечения возможности захода на посадку по кругу. Для обеспечения ряда функций потребуется дополнительно оборудовать самолет спутниковой связью и третьим VHF-радиоприемником.
На рынке бывшей в эксплуатации техники прямой конкурент GV, Bombardier Global Express, предлагает более просторный салон, более плавный полет в нестабильной атмосфере и более совершенные системы. Но он не летает так высоко, как GV, и сжигает больше топлива.
По "спортивным" характеристикам, топливной эффективности и эксплуатационным возможностям с GV трудно поспорить другим представителям этого класса. К тому же поддержка клиентов со стороны производителя является неоспоримым преимуществом данного типа.
Диапазон цен на вторичном рынке — от 20 млн долл. за самолеты 1997 г. выпуска до 27 млн долл. за самолеты 2001 и 2002 г. Однако предложение очень ограниченно. В отдельно взятый момент на продажу выставлено не более 4–6 единиц. Если удастся найти подходящий GV, это может стать удачным вложением денег.
Фред Джордж,