Дмитрий Перепелкин: заказчики Airbus привыкли выбирать лучшее

В преддверии HeliRussia 2021 BizavNews пообщался c Дмитрием Перепелкиным, руководителем вертолетного подразделения Airbus в России. Мы поговорили о глобальном кризисе, подвели итоги прошлого года, оценили перспективы и вывели формулу успеха Airbus на российском вертолетном рынке.

На этой неделе свои двери открывает ежегодная выставка HeliRussia. Компания Airbus постоянный участник главного мероприятия отечественного вертолетного рынка. В этом году компания покажет легкий однодвигательный вертолет Н125, который является настоящим мировым бестселлером в своем сегменте.

Дмитрий, прошедший год многие аналитики называют «годом вызовов и новых возможностей». Насколько тяжело было адаптироваться к абсолютно новым условиям работы на рынке, и каковы основные итоги ушедшего года? Довольны ли вы результатами?

С точки зрения продаж 2020 год для Airbus Helicopters в России был очень успешным: мы передали заказчикам 9 вертолетов и подписали контракты на поставку 19 машин.

На глобальном уровне компании удалось сохранить стабильные результаты: получены заказы на 289 вертолетов, поставлено 300 машин. За год выручка компании увеличилась на 4%. Поставки новых машин Airbus сократились всего на 9,6% на фоне прогнозируемого падения всего мирового вертолетостроительного рынка на 40-50%.

Если говорить об организации операционных процессов и логистики, то мы активнее задействовали достижения IT-инфраструктуры, например, e-delivery – процедуру, в ходе которой заказчик осуществляет приемку своего нового вертолета по видеосвязи.

Аналитики рынка деловой авиации упорно обсуждают новый тренд на рынке – «новички деловой авиации», то есть клиенты, которые впервые воспользовались услугой частного чартера. Как отмечают эксперты, в будущем нас ждет рождение нового класса клиентов. А насколько корректно рассматривать этот тренд в вертолетном сегменте?

В условиях отмененных рейсов многие действительно обратились к деловой авиации (в том числе и вертолетной) как в новому способу передвижения.

В феврале вертолетное подразделение Airbus в России и Белоруссии опубликовало итоги коммерческой деятельности в России за 2020 год. Согласно этим данным, вы получили 19 заказов. Это много или мало?

Мы считаем, что это успешный результат и большая заслуга всей команды, которая в довольно сложных условиях смогла добиться такого уровня продаж.

Вы довольны своей нишей в РФ, на что нужно обращать внимание в будущем для сохранения лидирующих позиций?

Сегодня парк вертолетов Airbus в России составляет свыше 240 машин, и мы планомерно работаем над увеличением этой цифры. Сегодня особый интерес для нас представляет рынок двухдвигательных машин, и наши новые модели дают все шансы на успешное развитие в этом сегменте. В прошлом году были проданы три Н135, в этом – еще один. На сегодняшний день – два Н145 с фенестроном эксплуатируется в России, в этом году планируется поставка новой пятилопастной модели. Такой спрос вызван прежде всего существенным улучшением показателей этих вертолетов. Завод прислушивается к отзывам эксплуатантов и планомерно улучшает качество продукции. Очень большие надежды мы возлагаем на новейший Н160 и верим, что он станет самым востребованным средним двухдвигательным вертолетом для частной и деловой авиации.

Как изменился портрет клиентов? По-прежнему большая часть контрактов подписывается с частными лицами или же доля «крупных корпораций» понемногу увеличивается?

В основном, в 2020 году нашими заказчиками были владельцы средних и крупных компаний из различных областей – строительство, добывающая промышленность, агрокомплекс и т.д. Коммерческие эксплуатанты также расширяли свой парк.

Вы работаете в уникальных нишах, где коллеги из России по большому счету не могут предложить достойные аналоги. Насколько активизировалась контакты с госсектором? Не чувствуете ли вы каких-либо сложностей при общении или, я бы сказал, предвзятости?

Часто одним из основных требований заказчиков из госсектора становится использование российской техники. Как вы понимаете, в таких случаях наши возможности ограничены. Однако, когда страна-производитель не является для заказчика определяющим фактором, наша продукция высококонкурентна, даже если у других участников есть фора в виде финансовой поддержки от государства. Дополнительным плюсом для коммерческих эксплуатантов стала отмена с января 2020 года НДС при ввозе на территорию России воздушных судов, подлежащих регистрации в российском реестре.

Дмитрий, а насколько скорректировался среди российских клиентов спрос на вертолеты со вторичного рынка?

На вертолеты Airbus сохраняется стабильный спрос на вторичном рынке, именно поэтому нашим клиентам всегда намного проще общаться с лизинговыми компаниями.

В общем портфеле заказов сколько процентов приходится на вертолеты в VIP конфигурации?

В основном частные заказчики делают акцент на функциональность и выбирают стандартную конфигурацию. Тем не менее, несколько вертолетов были заказаны в исполнении ACH (Airbus Corporate Helicopters) – например ACН130 и ACН145 с улучшенной шумоизоляцией, кожаными сиденьями и дополнительными элементами повышенного комфорта в салоне.

Насколько клиенты требовательны к VIP интерьеру будущего вертолета. Из трех концептов АСН, какой самый популярный?

Заказчики Airbus привыкли выбирать лучшее, поэтому и качество исполнения салона должно быть соответствующим. С момента появления подразделения ACH был значительно усилен внутренний контроль качества VIP салонов. ACH предлагает дизайн в трёх вариантах – ACH Line (самый популярный), ACH Exclusive, ACH Editions.

В феврале стало известно, что Airbus Helicopters продал в России первый вертолет ACH145 c пятилопастным несущим винтом. Каковы его перспективы в нашей стране и какая модель удерживает пальму первенства в VIP сегменте?

Действительно, мы планируем сертифицировать и поставить первый такой вертолет до конца года. Спрос на двухдвигательные модели существенно вырос. В свою очередь это способствует развитию инфраструктуры для эксплуатации модели: от сервисных центров до переподготовки экипажей. Предыдущая модификация – с четырьмя лопастями – уже была довольно популярна в России. Предполагаю, что новые возможности Н145 с пятилопастным винтом, его универсальность, выгодные условия владения и приобретения привлекут еще больше интереса заказчиков на российском рынке. Сертификацию обновленной версии Н145 планируется завершить до конца года.

Дмитрий, мы с вами одними из первых познакомились с флагманом Н160 в Монако. А когда планируется получить российский сертификат для Н160? Видите ли вы интерес к Н160 со стороны заказчиков из России?

Российские заказчики проявляют большой интерес к Н160. Напомню, это самый продвинутый вертолет на рынке на сегодняшний день. Это уникальный вертолет, и с точки зрения характеристик, и с точки зрения дизайна. Можно долго рассказывать о его преимуществах, но, как говорится, лучше один раз увидеть! Кстати, среди наших российских клиентов есть те, кому довелось полетать на борту, и отзывы были восторженные.

Получением российского сертификата мы будем заниматься, когда получим заказ на Н160. Это стандартная процедура, потому что наша обязанность как производителя поставить заказчику машину, которой он сможет пользоваться в России.

Интересно ли компании попробовать новые финансовые модели, которые будут интересны клиентам, например, лизинг?

Лизинг сложно назвать новым инструментом – треть сделок прошлого года прошла через лизинговые компании.

Дмитрий, а какая поставка в прошлом году запомнилась вам особенно?

H145 (четырехлопастная версия) во время пандемии. Ограничения смешали все планы и пришлось экстренно адаптироваться. Вертолет был разобран для перевозки авиационным транспортом и собран в России.

В условиях пандемии у всех производителей возникли проблемы с логистикой. Как Airbus справляется с этой задачей?

На глобальном уровне компания довольно оперативно внедрила процедуру e-delivery, так называемой дистанционной поставки. Уже в июне 2020 года процедуры приемки проводились в таком режиме. Так что несмотря на все сложности, нам удалось выполнить обязательства перед клиентами.

Во время e-delivery осмотр вертолета проходит в видео-формате. Фото и видео вертолета затем направляются клиенту для оценки качества продукции. Все формальности обсуждаются с заказчиком или его уполномоченными представителями на онлайн-видеоконференции. Первую такую поставку в России мы смогли реализовать на 100% в удаленном режиме. В другой раз на месте присутствовали техник и пилот.

Что касается самого процесса транспортировки, то все машины мы поставили в разобранном виде, а собрали уже в России. Это потребовало дополнительной подготовки летного и технического персонала для работы с разными типами ВС.

Успехом любого производителя на рынке является сервисная поддержка. Расскажите, пожалуйста, как компания расширяет свое присутствие в России?

Недавно мы дали заказчикам возможность закупать запчасти напрямую у завода при поддержке нашего фронт-офиса через подключение к общей сети AirbusWorld, которая работает по принципу интернет-магазина. На сайте клиенты получают доступ к большому количеству запчастей от сторонних поставщиков. Сегодня восемь специализированных компаний поставляют компоненты из более чем 50 складов в Европе, Северной и Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке и в АТР. Клиентам доступно около 40 000 предложений в четырех категориях: горюче-смазочные материалы, системы хранения, оборудование для наземного обслуживания и запчасти.

Если у заказчика нет возможности размещать заказ напрямую, то это можно сделать через сервисный центр. В настоящее время в России 50 таких центров.

В этом году два сервисных центра планируют получить одобрение Airbus.

Почему вы стали продавать вертолеты напрямую, минуя посредников?

Да, с несертифицированным посредниками мы не работаем. Когда заказчик покупает вертолет, то он заключает контракт с заводом-изготовителем, так что на сегодняшний день только российский офис Airbus представляет Airbus Helicopters в этой стране. Отмечу, что для нас особенно важно соответствие сервисных центров высоким стандартам компании, как производственным, так и этическим. Конечно, наличие дистрибьюторской сети имеет свои преимущества, так что мы ведём переговоры с некоторыми компаниями, чтобы включить их в список официальных дистрибьюторов и сервисных центров. В ближайшее время поделимся деталями – следите за новостями с HeliRussia 2021.

Дмитрий, а возможно ли спрогнозировать развитие российского вертолетного рынка в ближайшей перспективе? Какой класс будет самым востребованным и сохраните ли вы свою долю?

Мы считаем, что спрос на легкие вертолеты продолжит расти. Этому, в частности, способствует отмена НДС с начала прошлого года. Нашими бестселлерами остаются легкие однодвигательные H125 и H130. Что интересно, их не так-то просто найти на вторичном рынке. Популярны и легкие двухдвигательные вертолеты H135 и H145. Долю планируем сохранить, а при удачном раскладе – даже немного увеличить.