«Люди готовы делить джеты с другими пассажирами»

О тенденциях развития рынка деловой авиации в постпандемийный период РБК+ рассказал председатель совета директоров авиакомпании «Сириус-Аэро» Николай Уланов.

— В начале двухтысячных российский рынок деловой авиации развивался очень динамично. Но после 2014 года ситуация изменилась, рынок начал сокращаться. Что происходит сейчас? Каков, на ваш взгляд, объем рынка?

— Достаточно непростой вопрос. С одной стороны, сегодня мы пришли к тому, что не все бизнесмены, имеющие возможность снять целый самолет, готовы это делать. Экономика разумного потребления сделала свое дело. С другой — за последние полтора года при сокращении количества рейсов непосредственно «Сириус-Аэро» перевезла большее количество пассажиров в сравнении с предыдущими годами. Люди готовы делить джеты с другими пассажирами, летящими в том же направлении, и, более того, считают это рациональным. Все-таки сервис деловой авиации намного выше бизнес-класса регулярного рейса, а цена та же.

Однозначно можно сказать, что рынок бизнес-авиации меняется и «Сириус-Аэро» подстраивается под новые реалии. Наше предложение полностью соответствует нынешнему спросу.

Если говорить об объеме рынка деловой авиации в России, то его очень сложно проанализировать. Большая часть информации о количестве полетов или зарегистрированных самолетов на территории РФ является приватной. Она недоступна. Это, наверное, как преимущество, так и недостаток — с чьей стороны посмотреть. К тому же в отличие от европейского рынка у нас нет единой информационной базы для отслеживания статистических параметров.

— Как рынок пережил пандемию? Что нужно сегодняшнему клиенту, изменился ли его портрет?

— На нынешние тренды пандемия оказала прямое влияние. Раньше перелеты на бизнес-джетах осуществлялись в основном для деловых поездок чартерными рейсами. С весны 2020 года картина изменилась. По статистике нашей компании, в период карантинных мер прослеживается доминирование личных поездок: вторые дома (69%), курортные отели (31%), арендованные виллы (17%), собственные или арендованные яхты (10%) и объекты Airbnb (6%) являются главными местами проживания для группы людей, пользующихся услугами частной авиации. Деловых поездок стало намного меньше.

Количество перевезенных пассажиров выросло, несмотря на то что количество рейсов немного сократилось. Благодаря программе джет-шеринга в кресла бизнес-джетов за те же деньги пересели те, кто раньше летал первым и бизнес-классом. Мы получили нового клиента. У людей не было другого выбора. В период остановки воздушного сообщения, пограничных и карантинных мер частная авиация оставалась единственной возможностью пересечь границу.

Сейчас воздушное пространство государств для регулярных рейсов постепенно открывается, и спрос на перелет нашей авиакомпанией не снижается. Наоборот, в период высокого туристического сезона мы доставляем все больше людей до мест отдыха. Появился некий тренд на перелеты джетами: уровень сервиса в разы выше плюс экономия времени на предполетные процедуры при ценах, сопоставимых с первым и бизнес-классом.

— Насколько идея открыть авиакомпанию сегодня популярна в мире? Не отбила ли пандемия охоту бизнеса инвестировать в деловую авиацию?

— Большую часть прошлого года управление авиакомпанией означало парковку самолетов, увольнение рабочих и торговлю с правительствами о средствах спасения в отчаянных попытках избежать банкротства, поскольку все путешествия почти свелись к нулю. Следовательно, ценовой порог вхождения в этот бизнес заметно снизился. Новый класс предпринимателей считают, что настал момент сделать то, что казалось трудным в самых лучших обстоятельствах: открыть авиакомпанию. Новые авиакомпании появляются в Северной Америке, Европе, Южной Америке, Африке и Азии. По данным компании Avolon Holdings Ltd, занимающейся лизингом самолетов, появилось более 90 новых перевозчиков, большинство из которых уже получили финансирование и планируют вылететь до конца года.

Некоторые новые компании возникают из «пепла» авиакомпаний, потерпевших неудачу во время пандемии. Другие ждали авиаперелетов, чтобы показать признаки восстановления, активировать планы, которые уже были в наличии. Большинство из них надеются, что смогут воспользоваться возможностью подобрать самолет со значительной скидкой, занять желанное место в когда-то перегруженных аэропортах. У «Сириус-Аэро» есть огромное преимущество среди существовавших и недавно появившихся авиакомпаний: мы уже укрепились на рынке авиации, заняли свое место и, самое главное, имеем собственный флот.

— С началом становления отрасли остро стояла проблема кадров, пилотов особенно. Какова ситуация сейчас?

— Компания «Сириус-Аэро» входит в международный авиационный холдинг с полным циклом технического обслуживания самолетов и собственной летной школой в Риге. В настоящее время компания, на базе которой наши пилоты проходят обучение и постоянно повышают свою квалификацию, имеет рейтинг (сертификат) на 12 типов воздушных судов. Поэтому проблемы дефицита высококлассных пилотов у нас нет.

— Что сегодня происходит с конкуренцией в бизнес-авиации в России?

— Бизнес-авиация в России не имеет такого большого спектра услуг и гибкого сервиса, как европейский рынок. И несмотря на то что Россия входит в число стран, где частные перелеты востребованы, у нас все равно не так развит этот рынок, как в тех же Великобритании или Австрии. Соответственно, на внутреннем рынке конкурентов у нашей компании немного. По нашим аналитическим исследованиям, «Сириус-Аэро» на сегодня самый крупный коммерческий оператор в Восточной Европе, занимающий более 50% рынка России. Если обратиться к статистике международных вылетов из Внуково, то изо всех авиакомпаний мы занимаем третье место, на нашу долю приходится 8,16% вылетов. Первые две строчки занимают две европейские авиакомпании с долями 10,79 и 9,9%. При этом в направлении Лондона «Сириус-Аэро» совершила большее количество вылетов — 14,02%, а по полетам в Латвию и Арабские Эмираты входит в тройку лидеров. Поэтому сейчас, когда мы начали выходить на европейский рынок и открыли два офиса продаж в Вене и Лондоне, мы чувствуем себя на нем вполне уверенно.

— Насколько велика необходимость проведения аудита компании, работающей на рынке бизнес-авиации в России?

— Аудит авиакомпании очень важен, нужен и доступен. Особенно, когда компания предоставляет своим клиентам услугу менеджмента воздушного судна. Самолет — достаточно дорогостоящий актив, требующий немало вложений. Аудит проводится в первую очередь для того, чтобы распоряжение воздушным судном проходило с минимальными финансовыми потерями. Любую компанию, которая отвечает за управление таким активом, как самолет, нужно очень четко контролировать.

Помимо стандартного технического и финансового аудитов наша компания с 2017 года проходит аудит Международного совета деловой авиации (IBAC). Сегодня у нас уже есть сертификаты IS-BAO Stage I и IS-BAO Stage II. К концу 2021 года планируем получить IS-BAO Stage III. Также в 2020 году мы получили мальтийский сертификат Civil Aviation Directorate Transport Malta. Наличие этих сертификатов — добровольный шаг авиакомпании, связанный с повышением уровня профессионализма и безопасности работы.

Источник: РБК+