«Конфетка» для бизнес-джетов

На отечественном рынке деловой авиации покраска бизнес-джета достаточно новая услуга. Ранее более половины работ выполнялись за рубежом и, как правило, в период технического обслуживания и ремонта. Это существенно экономило средства и время. Сейчас ситуация изменилась в корне, и российские операторы и владельцы все чаще ищут именно отечественных провайдеров для этой услуги.

Все отлично понимают, что оставшиеся в национальном реестре бизнес-джеты, практически не ликвидны на вторичном рынке. Поэтому, для многих выбор очевиден -– самолеты нужно эксплуатировать в РФ «по полной».

Сейчас владельцы активно ищут способ снизить свои расходы на владение самолетом и сдают джеты в чартеры.  Это совершенно нормально. Но пассажирам таких самолетов важен, как интерьер, так и экстерьер. И если с ремонтом интерьеров в РФ дела обстоят относительно неплохо, то с экстерьером, вернее покраской, предложение весьма ограничено. BizavNews летает на джетах много и понимает запросы пассажиров.

Мы отправились в Минеральные Воды, где расположен покрасочный ангар  компании S7 Technics — крупнейшего холдинга по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) воздушных судов в России и СНГ.

Сегодня в гостях у BizavNews Шахмаев Ильнур Наилевич, начальник производства ТО ВС на базе S7 Technics в Минеральных Водах, который любезно согласился ответить на ряд вопросов относительно процесса покраски.

Ильнур Наилевич, самый главный вопрос. Сколько времени занимает покраска. Ведь это простой воздушного судна?

В целом простой напрямую зависит от объема работ и уровня требований заказчика. Так стандартная покраска может занят 10-14 дней, а более сложные ливреи и жесткие требования по качеству поверхности потребуют уже 18-20 дней. В частности, повышается объем работ по подготовке и выравниванию поверхности окрашиваемых частей самолета, увеличивается количество слоев наносимого лака, каждый из слоев которого полируется после просушки.  

Как бизнес-джет готовят к покраске?

Подготовительный процесс бизнес-джета к покраске мало отличается от подготовки стандартных воздушных судов типа В737, А320 и состоит из нескольких этапов.

Перед началом работ самолет необходимо тщательно промыть специальными моющими жидкостями от всевозможных загрязнений, которые мешают процессам удаления старого лакокрасочного покрытия (ЛКП).

Процесс удаления ЛКП – работа заключается в удалении внешней лакокрасочной системы до основного грунтовочного покрытия. Данный процесс может быть как химическим, так и механическим. Химический – путем применения специальных смывочных материалов (смывка), одобренных производителем воздушного судна. Смывка наносится только на металлические окрашенные поверхности фюзеляжа, остальные части самолета должны быть изолированы с целью недопущения попадания смывки (композитные части, антенны, датчики, иллюминаторы и т.д.). Обычно этот процесс занимает около 8 часов, за это время смывка размягчает старое ЛКП, которое начинает небольшими кусками отслаиваться от поверхности фюзеляжа. Затем поверхность тщательно промывается водой для удаления остатков смывочного материала совместно со старым ЛКП.

Механический – путем применения абразивных материалов и специальных шлифмашинок, всегда используется на композитных поверхностях (крыло, обтекатели, киль, стабилизатор и т.д.), но также может использоваться на металлических поверхностях фюзеляжа в качестве альтернативы химическому удалению ЛКП.

При выполнении процесса удаления старого ЛКП, важно защитить все поверхности и части воздушного судна, которые не подлежат окраске – это поверхности из нержавеющих сталей и титановых сплавов, а при выполнении ошкуривания (снятие ЛКП при помощи абразивов) компоненты, которые не должны быть повреждены абразивом, такие как иллюминаторы, антенны, датчики и т.д.

После окончания процесса снятия ЛКП, самолет промывается от остатков смывки и абразивов. Проверяется вся изоляция на предмет её повреждения и заменяется где необходимо.

Далее проводиться инспекция состояния поверхности на предмет обнаружения скрытых повреждений, наличия коррозии и поврежденного герметика. Только после полной уверенности, что поверхность воздушного судна, предназначенная для покраски, не имеет никаких повреждений можно приступать к нанесению новых покрытий грунтов, эмалей и лаков. Дальнейшие процессы по нанесению ЛКМ называются специальными.

При выполнении спецпроцессов осуществляется контроль всех ключевых и критических параметров процесса, таких как температура, влажность, вязкость ЛКМ, давление в ангаре, а в случаях отклонения каких-либо параметров от нормы, незамедлительно принимаются корректирующие мероприятия, которые позволяют идти процессу согласно заложенным требованиям. Именно это позволило на предприятии обеспечить необходимое стабильное качество покраски.

А какую роль имеет грунтовка?

Нанесение грунтов на воздушное судно является специальным технологическим процессом, от него зависит надежность защиты поверхности от внешних воздействий и адгезионные свойства последующих слоев эмали и лака. Различные грунты можно разделить на группы:

  • эпоксидные грунтовки;
  • полиуретановые грунтовки;
  • выравнивающие грунтовки;
  • грунтовки Washprimer или антикоррозионные грунты.

Также могут применяться восстановители анодного слоя алюминия типа Alodine/Bonderite, которые наносятся непосредственно на металл до нанесения грунтов. Обычно грунты представляют многослойное покрытие. После нанесения защитных грунтов, антикоррозионных грунтов, для получения ровной поверхности наносятся выравнивающие грунтовки типа Aerowave Filler (если одобрено производителем воздушного судна), после каждого слоя производиться ошкуривание поверхности, пока не получим практически ровную поверхность. Такие грунтовки разработаны специально для авиации и имеют хорошую эластичность и создают слой порядка 100 мкр. Данный метод применяется по желанию заказчика покраски, он достаточно трудоемкий и дорогой.

Краска. За и против «белых оттенков vs темных оттенков». Что практичнее и эффективнее?

Нам, как покрасочному производству, не имеет значение, какой цвет, для нас самое главное хорошая укрывистость материала. При этом сложными в нанесении можно отметить только темные и серебристые цвета ЛКМ с эффектом MICA, так как достаточно чуть больше продержать краскопульт в одной зоне и оттенок данной зоны станет темнее, поэтому плавность движения краскопульта и равномерность нанесения очень важны при нанесении таких типов краски.  

Какие плоскости не подлежат покраске?

Это поверхности из нержавеющих сталей и титановых сплавов, а также компоненты воздушного судна такие как иллюминаторы, антенны, датчики, ручки дверей, различные уплотнения и т.д. Естественно, такие элементы как шасси, ниши шасси, входные и выходные устройства двигателей, передние кромки крыла, стабилизатора также подлежат изоляции.

Процесс покраски и сушки

Нанесение эмалей, финишных покрытий, лаков является специальным технологическим процессом. В общем случае различают два варианта покраски воздушного судна: Тор Coat и Base coat/Clear coat.

В первом случае на подготовленную загрунтованную поверхность наносятся финишные эмали или самостоятельные, которые не требуют дополнительных нанесений защитных покрытий.

Во втором случае на загрунтованную поверхность наносится сначала базовая эмаль, затем защитный полиуретановый лак. Также данная система предполагает применение различных эмалей со спецэффектами под лак. Кстати, в качестве материала для таких спецэффектов используют мелкую крошку минеральной слюды (MICA), замешенной в эмалях различных цветов, что дает эффект «блесток», особенно данные покрытия выглядят эффектно на солнце.

Перед нанесением лака наносятся информационные наклейки или надписи через трафареты на поверхность воздушного судна и затем покрываются лаком. Лак создает защиту от ультрафиолета.  

Сушка происходит в условиях покрасочного ангара, при этом уровень температуры и влажности регулируются согласно требованиям паспортов (TDS) на примененные ЛКМ.

Ильнур Наилевич, а как происходит процесс покраски отдельных деталей?

Процесс подготовки и покраски отдельных деталей, снятых с воздушного судна, происходит в специальных покрасочных камерах, где создаются аналогичные условия как в покрасочном ангаре.

Рекомендуете ли вы сложные ливреи с большим количеством элементов?

В большинстве случаев мы получаем от заказчика уже готовые проекты ливреи, которые разрабатываются совместно с дизайнерами, и мы готовы взять в работу любую сложную ливрею. Конечно, от количества разных цветов в ливрее и сложности элементов зависит срок и стоимость покраски. Технологически каждый новый цвет ливреи наносится отдельно и следующий наносится только после высыхания предыдущего.

Как происходит работа с представителем заказчика на месте. Есть ли возможность удаленного контроля за работой?

Мы приветствуем непосредственное участие представителей заказчика в процессе покраски, мы предоставляем доступ к воздушному судну на всех этапах покраски. Все нюансы, связанные с нанесением ливреи обсуждаются и согласуются с заказчиком рядом с самолетом, так как готовые чертежи не всегда соответствуют реальному расположению тех или иных деталей ливреи, поэтому такие вопросы дорабатываются на месте.

Мы в любом случае на ежедневной основе готовим отчет для заказчиков с информацией о всех выполненных технологических действиях, процентом исполнения работ, с фотографиями воздушного судна после каждого этапа выполненных работ.

При возникновении потребности от заказчика также готовы рассмотреть возможность подключения к системе удаленного контроля за процессом покраски.   

Какие краски вы предлагаете и есть ли выбор расходников?

Прежде всего мы используем при покраске материалы таких производителей ЛКМ как PPG и AkzoNobel, одобренные производителями. Аналогичный подход и в выборе специальных расходных материалов, смывок – только одобренные производителем. При этом часть расходных материалов обозначаются производителями как «коммерчески доступные», то есть при выборе которых важно учитывать их соответствие основных характеристик, например, изопропиловый спирт, абразивные материалы, изолирующий материал и т.д.  

И вот такие расходные материалы используем как импортного и российского производства.

Покраска воздушного судна всегда имеет положительный эффект и это достигается не только за счет эстетического преображения самолета, но и, прежде всего, за счет улучшения аэродинамических характеристик, так как  в процессе покраски поверхность становится более гладкой/обтекаемой из-за нового ЛКП и из-за восстановления герметика в стыках и швах по фюзеляжу, мотогондоле, крылу и стабилизаторам. Также часто бывает, что после покраски в процессе выполнения взвешивания обнаруживается, что воздушное судно становится легче за счет удаления нескольких слоев старого ЛКП. И все это положительно влияет на топливную эффективность.  

Также в процессе покраски по требованиям руководящих документов производителей выполняются работы по балансировке, взвешиванию рулевых поверхностей с их снятием, в зависимости от типа воздушного судна.