Взгляд на деловую авиацию в 2022 году и перспективы

Оливер Кинг, генеральный директор Avinode Group, делится мнением о последних мировых событиях и их влиянии на бизнес-авиацию, а также как выживать в «новом мире»

Последние годы ознаменовались беспрецедентными изменениями не только для нашей отрасли, но и для людей во всем мире. Глобальная пандемия, война на Украине и последовавший за ней энергетический кризис означают, что компаниям, в том числе Avinode Group, пришлось адаптироваться к изменениям.

Еще в 90-е я работал в British Airways, и у моего американского босса было выражение: «Оглядываться назад — это нормально; просто пристально не всматривайся». Он давал этот совет, когда думал, что прошлое мало влияет на будущие решения. В 2022 году я постиг его выражение.

Я начал работать в бизнес-авиации еще в 2011 году. Предшествующий финансовый кризис 2008-2009 годов, вызванный поставками новых самолетов и дешевыми деньгами, привел к сокращению флота и активности. Это закончилось, и потребовалось несколько лет, чтобы поглотить профицит, и, по иронии судьбы, новый спрос со стороны России сыграл роль в конечном восстановлении. Этот период характеризовался предсказуемым, устойчивым ростом.

2020 – и мир меняется за одну ночь

«Внезапность» не отражает знаменательных событий, которые мы переживаем. Давайте остановимся на мгновение. Первая глобальная пандемия за 100 лет серьезно ограничила поездки и экономическую активность и оказала невообразимое влияние на жизнь людей во всем мире. Затем мы увидели самый резкий рост спроса на бизнес-авиацию за последнее поколение, рост на 40%, обусловленный спросом на услуги и значительным ухудшением глобальной сети коммерческих авиакомпаний.

По мере восстановления экономики разразился мировой кризис поставок. Только для того, чтобы увидеть, как конфликт России и Украины спровоцировал гуманитарный кризис на пороге Европы и вызвал глобальный энергетический кризис, который остается неразрешенным.

Экономические потрясения подстегнули инфляцию и потребовали вмешательства центральных банков и повышения процентных ставок.

Поэтому, когда меня попросили подытожить мои размышления о 2022 и о дальнейших планах, было трудно понять, с чего начать.

Начнем со спроса. Я согласен с мнением представителей отрасли о том, что за последние два года произошло фундаментальное изменение спроса. Да, этой осенью спрос в Европе ослаб, как и каждую зиму, учитывая сезонный характер спроса на отдых. Это не разворот, а возврат к «нормальным» паттернам, хотя и на более высоком уровне. Точно так же США ослабли, но остаются значительно выше. Хорошая новость заключается в том, что многие из этих новых клиентов остаются.

Индекс цен Avinode – внутренние рейсы в США, скользящая за 28 дней, бизнес-джеты

Индекс цен Avinode – внутриевропейские рейсы, скользящая за 28 дней, бизнес-джеты

К настоящему времени каждый клиент от Германии до США знает, что экономический рост замедлился. Для многих стран мы вступаем в рецессию. Хорошей новостью для нашей отрасли является то, что по-видимому сокращение ВВП не коррелирует с количеством деловых пассажиров. По мере роста имущественного неравенства, буферная подушка богатства защищает наших клиентов.

Великое увольнение, любого?

Мы также видели изменения, навязанные нашей отрасли в том, как мы должны работать. COVID остается с нами. По некоторым оценкам, в США потери доступной рабочей силы в результате смерти или длительной болезни составляют более 1,6 млн человек. Воздействие было во всем мире и чувствовалось в нашей отрасли. Нет ничего лучше, чем пандемия, за которой следует напряженный рынок труда, заставляющий многих сотрудников задуматься о переменах. Нашей отрасли еще предстоит избежать этого воздействия - от пилотов до наземного персонала; удержание и набор оказались сложной задачей. Управление специалистами имеет решающее значение для успешного предоставления услуг клиентам и акционерам.

По мере того, как сотрудники уходят, а ожидания в отношении того, как бизнесы работают и функционируют, меняются, компании пытаются приспособиться. Нигде это не было так заметно, как в начале 2020 года, когда многие работодатели быстро перешли на удаленную работу.

Применение технологий для поддержки бизнес-анализа стало первостепенным в решении существующих проблем в бизнесе, улучшении обслуживания клиентов, эффективности и надежности операций, а также в ограничении влияния знаний, теряющих актуальность.

Поскольку я работаю в технологической компании, вы не удивитесь, услышав это от меня. Тем не менее, это была возможность обучения для Avinode Group.

Привлечение капитала станет новой игрой

К сожалению, не все новости позитивные для нашей отрасли. Мы капиталоемкая отрасль, и за последние 15 лет это не было проблемой в эпоху дешевых денег. Шоки в мировой экономике, о которых я говорил в начале, означают, что стоимость капитала, измеряемая в процентных ставках, сейчас находится на самом высоком уровне со времен финансового кризиса 2008 года.

По мере роста процентных ставок некоторые операторы и компании с чрезмерным использованием заемных средств могут столкнуться с трудностями. Коммерческая авиация может ощутить это тяжелее всего, поскольку в первую очередь произойдет спад трафика, вызванный рецессией и сокращением расходов домохозяйств. Эйфория от восстановления неудовлетворенного спроса на отдых в 2022 году может быть недолгой.

Точно так же будет сложнее собрать деньги для приобретения бизнеса или вывода на рынок новых идей. Мы уже видели одну авиационную компанию по слияниям и поглощениям, ушедшую с рынка. Такие условия благоприятствуют состоявшимся игрокам, и я могу понять, почему некоторые утверждают, что мы увидим большую консолидацию. В равной степени я могу относиться к тем, кто может вздохнуть с облегчением, что годы конкуренции с дешевым капиталом, возможно, подходят к концу.

Застрахована ли деловая авиация от экономических потрясений?

Итак, к чему я в конечном итоге пришел, не последовав своему совету о том, чтобы смотреть в прошлое? Во-первых, нам повезло входить в любой спад в отрасли с высоким иммунитетом. Туалетная бумага и бизнес-джеты могут быть на противоположных концах спектра, но они оба устойчивы к острым ощущениям экономической турбулентности.

Во-вторых, за последние годы сменилось много ожиданий и предубеждений о том, как компании функционируют для сотрудников и клиентов. Компании, которые успешно управляют талантами и технологиями, начнут следующий экономический цикл в выигрышном положении.

У нас могут возникнуть новые потрясения до того, как следующий экономический подъем наберет обороты, но, как мир узнал в 2022 году, сюрпризы будут во многих формах. Те, кто приспосабливается и использует эти сюрпризы, имеют наилучшие шансы на успех.