В июне российской компании «ДримДжет» исполнилось три года. Путь от небольшого брокера до крупного игрока российского рынка бизнес-авиации был достаточно сложен. Сегодня в гостях у BizavNews Генеральный директор «ДримДжет» Александра Шумаева, с которой мы поговорим не только о перипетиях рынка, но и попытаемся спрогнозировать ситуацию в ближнесрочной перспективе.
Для начала позвольте от имени редакции BizavNews поздравить вашу компанию с Днём Рождения. Три года – срок маленький или не очень? Как вы себя ощущаете на рынке – малышами или вполне взрослой командой?
Спасибо! Сейчас такое время, что год за три – ковид, СВО, санкции… Так что мы, конечно, команда опытная и компетентная.
Александра, «трёхлетие» на рынке в условиях постоянных вызовов – это настоящее испытание, пройти которое суждено было не многим. COVID-19, а затем СВО существенно скорректировали отечественный рынок бизнес-авиации. «ДримДжет» не только смог удержаться в столь сложных условиях, но и превратиться в ведущего игрока рынка. В чём формула успеха?
Скажу больше – «ДримДжет» появился в этих условиях. Формула несложная.
Любовь к своему делу, порядочность и самоотверженность, стойкость и целеустремленность. Мы превращаем это из слов на бумаге в реальность – вот и всё. А ещё среди компонент формулы – моральные качества наших сотрудников, подбираемых с особенной тщательностью и вниманием, и их солидный и разнообразный опыт в бизнес-авиации.
Насколько за последние два года изменился портрет клиента? Кто ваш клиент и стал ли он менее требовательным? Как получается работать с предпочтениями клиентов?
Изменения портрета клиента скорее заметны с начала СВО и ввода странами запада беспрецедентных санкций против нашей страны. Многие люди лишились своих самолётов или возможности летать на них в Россию и по России. У кого-то самолёты арестовали, кто-то не имеет возможности выполнить ремонт, иные продали свои джеты. И это были самолёты как класса Heavy jet, так и более солидные лайнеры. Поэтому с весны 2022 года у нас появились новые лица на борту. Полагаю, ясно, что среди них появились люди ещё более требовательные. Но мы удовлетворяем их запросы вполне успешно. Интерьеры самолётов безостановочно проходят мелкий ремонт, а по мере необходимости – и капитальное обновление с использованием лучших материалов, проводим покраску самолётов. Питание, посуда и бытовое оборудование – самого высшего уровня. На рейсах с загрузкой более шести пассажиров работает по два проводника. Стараемся. Судя по отзывам – получается.
Существует ли проблема провозных мощностей и какие планы у «ДримДжет» относительно увеличения парка воздушных судов?
В прошлом году проблема доступности самолётов, особенно в летний сезон, ощущалась особенно остро. Сейчас несколько проще. Похоже по загрузке на ситуацию 2021 года примерно. Флот у нас вырос с трёх до пяти судов в 2023 году. Пока работаем с этим флотом, дальше будем смотреть по развитию ситуации.
Расскажите, пожалуйста о портфолио услуг и какие из них наиболее востребованы в настоящее время.
Основные наши услуги сейчас – это чартерные перевозки и управление воздушными судами собственников. Мы много чего умеем и делаем. Но сегодня основное именно это.
О росте цен на отечественном рынке бизнес-авиации говорят многие эксперты. С чем связано резкий взлёт «ценника» и какова тенденция на будущее?
Причин несколько. Это и неудовлетворенный спрос, особенно в прошлом году, и рост стоимости поддержания лётной годности воздушных судов иностранного производства, и повышение цен на керосин и обслуживание в аэропортах, и сложности с ввозом в РФ самолётов. Но с конца прошлого года дальнейшего роста цен нет. Даже имеется некоторое снижение по ряду направлений.
Наиболее востребованные направления компании. Растет ли количество рейсов в «дружественные страны»?
В 2022 году очень сильно вырос спрос в «дружественные страны». А сейчас маршруты несколько перераспределились – доля внутренних рейсов растет и составляет более 50%.
Как вы оцениваете текущую ситуацию в деловой авиации? Какие тренды будут преобладать в течение года, по вашему прогнозу?
Ситуация стабилизировалась. Кто хотел и мог – ввезли свои самолёты в РФ или покинули страну. Бизнес адаптировался под новые реалии и цены. Система поддержания лётной годности и подготовки кадров перестроилась сообразно новым условиям. В отношении трендов – время для прогнозов сложное. Надеюсь, что имеющаяся стабильность сохранится. Хотелось бы, чтобы Китай стал новым интересным направлением. Верю, что не за горами день, когда придет мир и всё или хотя бы часть закрытого воздушного пространства на юге России будет открыта.