Джеты зовут в Ростов-на-Дону

"Группа Агроком" готова вложить в развитие ремонтного завода в Ростове 1,5 млрд рублей и создать на его базе техцентр по обслуживанию деловых самолетов

Выкупившая весной «Ростовский завод гражданской авиации №412» группа «Агроком» намерена вложить в его модернизацию порядка 1,5 млрд руб., после исполнения обязательств по действующим госзаказам РЗГА займется ремонтом и техобслуживанием частных самолетов, составив единый комплекс с ростовским аэропортом.

Сейчас авиаремонтный завод специализируется на ремонте и техобслуживании самолетов АН-12–26 и Ту-134, а после модернизации его планируется перевести на обслуживание самолетов бизнес-авиации. «У предприятия достаточно большой потенциал - сегодня много обеспеченных россиян отправляют собственные самолеты на мелкий и текущий ремонт в Европу и США. Самолеты бизнес-класса можно было бы обслуживать у нас. Почему бы не оставлять такие заказы в Ростове?» - говорит основатель «Агрокома» Иван Саввиди. «Мы довольно долго, с 2006 года, шли к тому, чтобы приобрести завод. Благодаря этому приобретению можно говорить о целом комплексе: имея аэропорт и РЗГА №412 , мы могли бы привлекать владельцев самолетов относительно умеренной стоимостью стоянки плюс ангарное хранение, техническое обслуживание, сервис, топливо – т.е. речь может идти о так называемом пакетном предложении».

По его словам, завод качественно обслуживает Ту-134, он прекрасно справится и с «Боингами» — вопрос только в оснастке и кадрах. В настоящее время на заводе работают около 1 тыс. человек, которые и станут «ядром» нового производства. «Кроме того, у нас есть команда технических специалистов, прошедших подготовку в Европе и готовых обслуживать новые модели, кого-то попробуем переманить с Таганрогского авиазавода, я рассчитываю и на бывших работников ТагАЗа. В любом случае, это будет плавное и аккуратное обновление»,— подчеркнул глава «Агрокома».

По словам предпринимателя, реализация проекта возможна только при условии развития действующего аэропорта, также подконтрольного «Агрокому». «Для того чтобы аэропорт выглядел достойно, необходимо в срочном порядке сделать капремонт взлетно-посадочной полосы. «Агроком» готов на эти цели выделить 1 млрд руб., еще $20–25 млн — на развитие аэропортового комплекса, в результате регион получит международный стандарт по обслуживанию 3 млн пассажиров в год. Пока мне не понятно, как будут защищены инвестиции и согласны ли власти с проектом. Соответствующие запросы о будущем аэропорта мы направили в Минтранс, Минэкономразвития, Администрацию гражданских аэропортов (АГАА) — без решения вопроса в политической плоскости все инвестпроекты лишаются смысла»,— говорит бизнесмен.

Иван Саввиди опасается, что планы группы может нарушить поддерживаемый властями проект нового аэропорта «Южный» — в случае его осуществления действующий, по всей видимости, придется закрыть. «Этот комплекс мы предложим в качестве альтернативы «Южному Хабу», который, по моему мнению, не нужен Ростовской области. У нас в стране демократия, рыночная экономика и свободная конкуренция - вот и посмотрим, чей проект окажется лучше»,- подчеркнул Саввиди.

Эксперты считают модернизацию РЗГА вполне целесообразным бизнес-проектом, при условии, что инвесторам удастся договориться с властями. По их данным, российский парк деловой авиации насчитывает 300–500 воздушных судов, в основном это американские Gulfstream, бразильские Embraer Legacy и канадские Bombardier. «Практически вся бизнес-авиация сосредоточена в Московском авиаузле и Санкт-Петербурге, но там высока стоимость аренды и рабочей силы. Издержки создаваемого на юге центра будут намного меньше, поэтому возможны более выгодные тарифы»,— полагает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, единственный игрок на рынке, который имеет сертификаты и одобрения своего ремонтного производства в России — это«Авком-Д» из Домодедова.«Отрасль (обслуживание и ремонт бизнес-джетов) развивается, перспективы колоссальные, мы загружены заказами, обслуживаем сейчас 12 судов, но к нынешнему положению дел (полной загрузке мощностей) мы шли примерно шесть лет», — говорит гендиректор «Авком-Д» Евгений Павленко. По его мнению, 1,5 млрд руб. — достаточные средства, чтобы быстро организовать такое производство.

По словам аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, рынок авиаперевозок постепенно перераспределяется в пользу бизнес-чартеров, в ближайшие годы данный сегмент будет расти высокими темпами. Кроме того, инвесторы вошли в проект, вероятно, уже имея предварительные договоренности и заказы от владельцев.

По материалам Коммерсантъ, Ведомости и РБК