Туманные перспективы


За год с лишним до начала зимних олимпийских баталий, международный аэропорт г. Сочи практически не готов к приему бизнес-джетов

Чуть больше года остается до старта Олимпийских Игр в Сочи, однако сейчас многие эксперты весьма пессимистично оценивают возможности сочинского аэропорта обеспечить должный прием рейсам бизнес-авиации. В феврале 2014 года аэропорт столкнется с небывалым количеством рейсов деловой авиации в период проведения Олимпиады. Даже по скромным подсчетам, в пиковые периоды (в преддверии дня открытия и закрытия Игр) в Сочи ежедневно в среднем будут прилетать более ста рейсов бизнес-авиации. А обычное среднесуточное движение деловой авиации в феврале не превышает 2,5 взлетно-посадочных операций. И трудно представить, как небольшой  региональный  аэропорт сможет принять такое количество рейсов в сутки.

Для сравнения – в день церемонии открытия Олимпийских Игр 2012 в Лондоне было  обслужено более 200 рейсов деловой авиации (в аэропортах Luton, Farnborough, Biggen Hill и Stanstead), на Играх в Ванкувере более 250 рейсов, и это не считая литерных рейсов глав государств. При этом главная воздушная гавань Лондона, аэропорт Хитроу, был закрыт для бизнес-джетов на весь период проведения Олимпиады.. То есть в Лондоне прирост количества рейсов составил только 52% (215 рейсов, при обычном среднесуточном трафике июля 141 рейс в день). В Сочи такой прирост может составить в пиковые дни до 7000%! И аналогичный прирост будет также по литерным рейсам.

Основные проблемы, с которыми столкнутся операторы бизнес-джетов – отсутствие достаточного количества парковочных мест. C учетом практики проведения в нашей стране крупных, политически важных мероприятий потребуется также дополнительное согласование слотов. Уже известно, что базировка самолетов будет запрещена, причем не только в Сочи, но и в близлежащих аэропортах - в Геленджике, Анапе и Краснодаре. Эти аэропорты являются запасными для Сочи, а имеющаяся там инфраструктура не позволит принять всех желающих. Помимо отсутствия парковок в этих аэропортов отсутствуют и VIP-залы, которые необходимы для обслуживания иностранных гостей. Так что всем операторам надо уже сейчас думать об этой проблеме. Координировать всю работу по обслуживанию рейсов бизнес-авиации в этот период будет оперативный штаб (по примеру Экономического Форума, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге). Помимо оперативных вопросов уже сейчас организаторам необходимо решать целый ряд проблем, связанных с наземной инфраструктурой.

А, пожалуй, самая острая проблема – отсутствие специализированного VIP-терминала в аэропорту Сочи. Скорее всего, ранее названные сроки ввода в эксплуатацию VIP-терминала снова будут перенесены. И тогда возникнет вероятность того, что пассажиры бизнес-джетов на Зимние Игры будут прилетать в «чистое поле». Напомним, что терминал по обслуживанию бизнес-авиации, который будет совмещен с ЗОЛДом, общей площадью в 4000 кв.м. в настоящий момент находится в стадии строительства, но эта стадия не самая активная. Складывается ощущение, что стройка заморожена.

Также надо учитывать, что обслуживание самолетов в зимнее время накладывает свои ограничения. В настоящее время в аэропорту имеется лишь 1 (одна!) машина облива противооблединительной жидкостью. Конечно,  снег в Сочи редкое явление даже в феврале, но его появление в пиковые моменты сразу парализует нормальную работу аэропорта. Аналогичная проблема стоит и с буксировочным оборудованием. Фактически буксировка широкофюзеляжных самолетов осуществляется старой техникой, а бизнес-джеты ставят на самоходные стоянки. А что при такой организации будет при резком увеличении трафика бизнес-джетов? Первое, что приходит на ум – коллапс!

Есть еще одна проблема. Сочи – международный аэропорт и диспетчеры УВД владеют английским языком – казалось бы, никаких проблем. Но при увеличении международного трафика диспетчеры, вероятно, должны будут работать на пределе своих возможностей, что в свою очередь, может отразиться на безопасности полетов.

С точки зрения профессионала, на данный момент пока еще рано говорить, что на предстоящем событии будет коллапс. Ведь в настоящее время в разработке и реализации находится специальная программа подготовительных мероприятий. Главное, чтобы все без исключения ее пункты были выполнены к началу Игр – 6 февраля 2014 года.