В компании рассчитывают, что эта и ряд других мер позволят снизить издержки на 20—25%.
«Базэл» реформирует систему управления своими аэропортовыми активами. В связи с этим функции единого исполнительного органа аэропортов Сочи, Краснодара, Геленджика, Анапы и Ейска переданы «Базэл Аэро». В компании рассчитывают, что эта и ряд других мер позволят снизить издержки на 20—25%.
Как рассказал РБК daily гендиректор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев, компания получила разрешение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на осуществление функций единоличного исполнительного органа по всем аэропортам, входящим в ее структуру. 18 мая были подписаны контракты на передачу полномочий единоличных исполнительных органов аэропортов Краснодара, Сочи, Геленджика, Анапы и Ейска в ООО «Базэл Аэро». По словам г-на Лихарева, это позволит «легитимно централизовать управление всем холдингом и добиться реализации той синергии, которую эти аэропорты могут показать, работая как единый бизнес». «Мы считаем юридическую корректность такой централизации крайне важной, так как «понятийное» управление большинством российских финансово-промышленных групп часто приводит к конфликтам головных управленческих структур и «официальных» генеральных директоров предприятий из-за того, что права по принятию критических управленческих решений отделяются от ответственности за их последствия. В нашем случае этого не будет», — говорит Сергей Лихарев. По его словам, после подписания документов руководители аэропортов станут управляющими директорами и будут фокусироваться в основном на решении вопросов повышения уровня авиационной безопасности и оптимизации производственных процессов, а функции маркетинга, продаж, закупок, кадровой политики и внедрения информационных технологий будут сконцентрированы в управляющей компании.
Благодаря преобразованиям «Базэл Аэро» рассчитывает к концу 2009 года увеличить производительность труда в аэропортах на 20—25%. Правда, о прибыли менеджмент аэропортов пока не говорит, так как из-за падения спроса на авиаперевозки произошло снижение поступления выручки. «В первом квартале 2009 года падение пассажиропотока по сравнению с 2008-м в Краснодаре составило 17%, в Сочи — 27%, в Анапе — 20%. Мы должны удержать прибыльность в рамках группы, для этого мы должны сократить расходы на 20—25%», — отмечает г-н Лихарев. По его словам, в аэропортах также были повышены цены на аренду площадей. «Но никто из арендаторов не ушел, что говорит о том, что ранее эти доходы мы просто недополучали. Следующим шагом планируем переходить на схемы аренды с переменной ставкой, зависящей от выручки. Но, самое главное, на все направления неавиационной деятельности мы ищем стратегических партнеров, способных повысить эффективность и увеличить объемы этого бизнеса в целом», — говорит Сергей Лихарев. Он поясняет, что фактическое объединение финансовых потоков аэропортов, кроме прочего, было условием предоставления ВЭБом кредита на 5,4 млрд руб. на реконструкцию аэровокзала в Сочи, так как одному аэропорту будет крайне сложно обслуживать столь значительную долговую нагрузку.
«Создание управляющей компании позволяет контролировать деятельность менеджмента (в области рекламы, сервиса, маркетинга), устранить дублирующие функции и сократить штат», — отмечает представитель «Оборонпрома» (компания сформировала управляющие компании «Вертолеты России» и ОДК). Однако эксперты к такому объединению аэропортов относятся скептически. «Аэропорты группы что поодиночке, что вместе выглядят достаточно слабо», — констатирует гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ
Источник: РБК daily