О любимых и нелюбимых аэропортах Москвы.

Директор аэропортового комплекса «Домодедово» Вячеслав Некрасов написал открытое письмо министру транспорта Игорю Левитину, с копией главе ФАС Игорю Артемьеву – о ситуации с пробками, возникшими на пути пассажиров в его аэропорт.

Директор аэропортового комплекса «Домодедово» Вячеслав Некрасов написал открытое письмо министру транспорта Игорю Левитину, с копией главе ФАС Игорю Артемьеву – о ситуации с пробками, возникшими на пути пассажиров в его аэропорт. 

В письме, размещенном на сайте «Домодедово», говорится, что дорога, обеспечивающая транспортную доступность аэропорта, работает далеко за пределами своей пропускной способности. Рейсы, выполняемые из «Домодедово», стали задерживаться: экипажи и пассажиры не успевают вовремя приехать в аэропорт. При этом пассажиропоток неуклонно растет, а реконструкция дороги, одобренная российским правительством, неоправданно затягивается. Deja vu?
Почти два месяца назад назад генеральный директор московского аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко разместил в своем ЖЖ сообщение о чрезвычайной ситуации, поразившей его аэропорт. Столичная мэрия весьма некстати (в сезон отпусков) затеяла ремонт Ленинградского шоссе, практически полностью перекрыв движение по магистрали. Пассажиры томятся в многочасовой и многокилометровой пробке, в аэропорт опаздывают, ругаются, аэропорт не может нормально функционировать. 

Пост моментально вышел в топы: его обсуждали, цитировали и всячески поддерживали автора. Еще бы: Василенко писал очень эмоционально. И, нужно отметить, грамотно: всю ответственность за транспортный коллапс он возложил на Юрия Лужкова, который ради принадлежащего ему аэропорта «Внуково» использует такие вот методы конкурентной борьбы. В общем, дело о «ленинградской пробке» было оперативно доставлено куда следует: из блогов в кабинеты Белого дома. Проблему возникновения филиала ада в районе «Шереметьево» пришлось решать лично Владимиру Путину. Он дал поручение своим вице-премьерам и министрам «поработать» с товарищами из московской мэрии. И пробка почти моментально рассосалась. Ну, по крайней мере, сдулась до привычных размеров: ведь вообще, когда едешь в «Шереметьево», на Ленинградку лучше заложить побольше времени. 

Несколькими неделями позднее администрацию города официально признают виновной в произошедшем. Василенко воодушевился успехом и на ближайшей же встрече с Путиным – это было совещание по развитию российских аэропортов – заодно попросил убрать свалку около аэропорта, с которой он тоже уже устал бороться привычными методами. По велению премьер-министра на свалке высадился десант ОМОН и перекрыл путь машинам, вываливающим мусор пред главными воздушными воротами страны. 

Удастся ли Некрасову повторить недавний подвиг Василенко, ведь их методы, на первый взгляд одинаковы? Да, одинаковы, но есть нюансы. Один из них заключается в том, что, как однажды выразился Дмитрий Каменщик, глава группы «Ист Лайн», управляющей «Домодедово», у нас в стране есть любимые и нелюбимые аэропорты. По его же собственным словам, когда самолет летит в любимый аэропорт, то в воздушном пространстве московского авиаузла у него есть преимущество перед самолетом, летящим в нелюбимый аэропорт. В любимый аэропорт власти строят хорошие дороги, а в нелюбимые – не строят. А когда авиакомпании хотят поменять любимый аэропорт на нелюбимый, то с ней проводят воспитательные беседы. 

Говоря о нелюбимых аэропортах, Каменщик подразумевал, разумеется, свой «Домодедово». «Шереметьево» – это государственный аэропорт, которому покровительствует министр транспорта Игорь Левитин. И несмотря на то, что у «Домодедово» больше пассажиров, именно «Шереметьево» считается главным: хотя бы и на том только основании, что туда летает главная авиакомпания страны «Аэрофлот». И именно этот аэропорт «Домодедово» в свое время кровно обидело, переманив внушительное количество иностранных авиакомпаний, включая British Airways и лидера среди иностранцев на российском рынке – Lufthansa. 

И теперь Некрасов просит покровителя конкурирующего аэропорта решить свои проблемы с дорогой. Надеется, что министр транспорта сможет сохранить объективность? Но несмотря на то, что Левитин – главный адресат письма, между строк можно прочесть, что Некрасов жалуется ФАС – второму адресату – на бездействие Минтранса. «Только за последнее время мы семь раз обращались к Вам, чтобы снять необоснованные препятствия к реализации уже принятых и обеспеченных финансированием решений правительства Российской Федерации по реконструкции подъездной дороги к аэропорту «Домодедово».

А вот ФАС, в отличие от Минтранса, неоднократно помогало «Домодедово» в его проблемах. «Если нам что-то не нравится, то мы не звоним никому по секретному мобильному телефону, а пишем жалобу или подаем исковое заявление», – рассказывал Каменщик в интервью Slon.ru. Так, например, было и в том случае, когда Росавиация писала письма в немецкий Минтранс, уверяя коллег, что «Домодедово» не сможет принять у себя Lufthansa. Ведомство тогда предписало авиационным властям не лезть в это дело. Об этом мало кто знает: «Домодедово», как правило, предпочитает решать свои проблемы, не трубя о них на каждом углу, утечки информации из этой структуры крайне редки. 

Зачем в этот раз «Домодедово» сразу же действует открыто? Надеется на поддержку общественности. Шумиха вокруг пробки на Ленинградке действительно помогла «Шереметьево» в кратчайшие сроки вернуть транспортное сообщение аэропорта с городом в прежние рамки. Но народный гнев «Домодедово» в этом деле не помощник. Ведь в отличие от ситуации вокруг «Шереметьево», действия «Домодедово», скорее, направлены на перспективу: предотвратить транспортный коллапс в будущем. 

Как показывает практика того же «Шереметьево», экстренное вмешательство возможно только в экстренном случае. Василенко писал в блоге, а Путин вмешался в тот момент, когда ситуация уже вышла из-под контроля. Градус напряженности ситуацией с пробками в «Домодедово» сейчас пока находится в пределах нормы: в блогах встречаются и сообщения о пробках на пути в «Домодедово», и сообщения о том, что пассажиры в «Домодедово» добрались «с ветерком». Словом, пока полет проходит в штатном режиме. Если считать нормой жалобы пассажиров на пробки в воздушном пространстве Москвы, когда летишь в «Домодедово».

Вот и Минтранс сообщает, что письмо Некрасова получено, и ответ на него будет дан в отведенные законом сроки: в течение 30 дней. Ему спешить некуда. Будь я министром транспорта, я ответила бы «Домодедово» так: «Зачем вам ремонт дороги в сезон отпусков? Видали, что творилось на Ленинградке при подъезде к «Шереметьево»? Когда высокий сезон закончится, мы обстоятельно рассмотрим вашу проблему».

Ирина Мокроусова

Источник: Slon.ru