EC130 T2 к лету получит сертификат АР МАК


Заявка на сертификацию этой одномоторной машины уже подана

Европейский вертолетостроитель Eurocopter летом 2013 г. планирует сертифицировать в АР МАК новый легкий вертолет EC130 T2. Заявка на сертификацию этой одномоторной машины уже подана. EC130 T2 был представлен общественности в феврале 2012 г. на выставке HeliExpo-2012 в Далласе, тогда было собрано 105 заказов. В мае машина была сертифицирована европейскими авиационными властями EASA, а в июле получила американский сертификат FAA. Представители Eurocopter подчеркнули, что новая машина сейчас очень хорошо продается, особенно в Америке.

Пока поставлено девять новых вертолетов EC130 T2, сейчас на стапелях находится уже десятый серийный борт. Первая серийная машина была передана стартовому заказчику — американской туристической компании Maverick Aviation Group в октябре 2012 г. Компания заключила контракт на поставку 50 EC130 T2. Maverick Aviation специализируется на туристических турах по Гранд-Каньону, где из-за жесткого ограничения по шумам, по словам представителей Eurocopter, единственное воздушное судно, допущенное к полетам, — это EC130. На сегодняшний день парк EC130 T2 налетал уже свыше 150 ч.

Вертолет EC130 T2 — модифицированная версия EC130 B4, серийное производство которого началось в 2000 г. по заказу двух американских компаний для выполнения туров по Гранд-Каньону. Тогда нужно было разработать машину с большой площадью остекления и приподнятыми задними креслами для лучшего обзора. За основу был взят самый популярный в России вертолет AS350, было решено оставить его авионику и двигатель, увеличить кабину, установить восемь кресел (7+1). Это очень хорошая вместимость в классе вертолетов такого веса. Кроме того, машина была оборудована для безопасности туристов фенестроном (закрытый рулевой винт, запатентованный Eurocopter), энергопоглощающими креслами и двойной гидравлической системой, которая для AS350 была только опцией. Получилась хорошая туристическая машина, но по ряду показателей она все-таки уступает своему прототипу. Так, вес EC130 B4 больше, топливная эффективность ниже и он не приспособлен для различных авиационных работ. Например, из-за из-за пьедестала, установленного под задними креслами для лучшего обзора, машина не может быть использована для санитарной авиации. Сейчас в мире летает около 430 вертолетов EC130 B4, общий налет превышает 800 тыс. ч.

Новый вертолет EC130 T2 по производственным показателям такой же эффективный, как EC350, а по вместимости идентичен EC130 B4. Машина оборудована двигателем компании Turbomeca — Arriel 2D, сертифицированным в мае прошлого года. Таким образом, мощность возросла, стоимость эксплуатации сократилась, повысилась полезная нагрузка, крейсерская скорость и скороподъемность. Уменьшилось потребление топлива и увеличились сроки между периодическими техническими инспекциями. Представители Eurocopter подчеркнули: "Мы убрали очень много промежуточных форм обслуживания. Сейчас интервал до капитального ремонта увеличен до 4 тыс. ч (раньше было 3,5 тыс. ч), в дальнейшем планируется увеличить этот показатель до 6 тыс. ч. Это станет возможным после того, как первые три двигателя налетают по 4 тыс. ч, что приблизительно займет еще год или два. Напомним, что впервые двигатель Arriel 2D был установлен в прошлом году на вертолете AS350 В3е. Таким образом, к тому моменту как заказчики EC130 T2 приблизятся к четырехтысячному рубежу эксплуатации нового типа вертолета, у компании Turbomeca будет уже достаточно данных для того, чтобы продлить ресурс двигателя до 6 тыс. ч".

Еще одним преимуществом нового вертолета EC130 T2 стала система активного гашения вибрации. Раньше такой функцией обладали только тяжелые вертолеты, такие как ЕС225. На EC130 T2 установлено несколько компьютеров в хвостовой балке, пять датчиков вибрации и под полом размещены четыре виброгасителя. Также вертолет оборудован новой системой центровки, что позволяет пассажирам с большим весом размещаться в салоне по своему усмотрению.

Кроме того, новый вертолет оборудован специальными креслами, это позволило отказаться от пьедестала для задних кресел. Скорость демонтажа пассажирских кресел занимает всего несколько минут, а грузоподъемность внешней подвески достигает 1,5 т, как у двухдвигательного российского Ми-8. Максимальный взлетный вес EC130 T2 составляет 2,5 т. Таким образом, EC130 T2 прекрасно подходит для различных авиационных работ, в том числе для грузовых перевозок за счет хорошей грузоподъемности и для санитарной авиации благодаря большой скорости демонтажа кресел и ровного пола.

Специально для этой машины разработана новая система кондиционирования с климатконтролем. Если раньше при запотевании стекол требовалось около 10 мин для подготовки ВС к вылету, сейчас для этого нужна только одна минута. Представители Eurocopter подчеркнули, что все нововведения входят в базовую комплектацию, опционом предлагается только кондиционер. "Многие заказчики предпочитают отказаться от кондиционера из-за лишних 50 кг. Эту функцию заказывают в основном клиенты из Казахстана или с Украины", — сообщили в Eurocopter.

Как заявил производитель, по удобству эксплуатации и обслуживания EC130 T2 значительно опережает EC130 В4 и AS350. Для этого было переработано около 70% конструкции новой машины, упрощен пульт управления, кнопки заменены тумблерами, улучшена эргономика кабины для пилота, а также установлена новая цифровая система контроля состояния двигателя. По стоимости EC130 T2 на 200 тыс. евро дороже AS350 — около 2,2 млн евро. Но эксплуатация нового вертолета, благодаря сокращению промежуточных стадий обслуживания и новому двигателю, будет обходится примерно на 9% дешевле.

Елена Аттикова

Источник: АТО