Минобороны купит итальянские VIP-вертолеты


Министерство обороны России решило приобрести семь итальянских вертолетов AgustaWestland AW139 российской сборки

Министерство обороны России решило приобрести семь итальянских вертолетов AgustaWestland AW139 российской сборки. Согласно плану-графику (стр. 20, лот 242) размещения заказов, опубликованному на сайте «Рособоронпоставки», сумма возможной сделки оценивается в 630 миллионов рублей. Однако вероятнее всего она окажется меньше, чем запланировало военное ведомство, поскольку вертолеты будут закупаться по итогам тендера. Новые машины планируется использовать для VIP-перевозок.

Первый полет "российского" AW139 был выполнен в декабре 2012

Конкурс на поставку Министерство обороны России планирует объявить в феврале 2013 года, а подвести его итоги ─ в ноябре текущего года. Тендер будет проводиться в открытой форме. Контракт на поставку многоцелевых вертолетов AW139 предусматривает авансирование в размере 80 процентов от общей суммы сделки. Производством вертолетов AW139 в России занимается совместное предприятие HeliVert в подмосковном Томилине.

Представитель «Вертолетов России» от комментариев воздержался. По словам менеджера предприятия авиационной промышленности, стоимость AW139 российской сборки будет в пределах $15-20 млн. за единицу — таким образом, шесть вертолетов будут стоить около $100 млн.

В России сейчас создается вертолет близкой к AW139 размерности — Ка-62, первый полет которого намечен на конец весны — начало лета 2013 г., а производство разворачивается на заводе «Прогресс» в Арсеньеве Приморского края. Летом гендиректор «Вертолетов России» Дмитрий Петров в интервью «Ведомостям» сообщил, что внутренней конкуренции Ка-62 и AW139 не будет. Их планируется поставлять разным потребителям, при этом покупателями AW139 будут, в частности, те перевозчики, которым эта машина нужна для VIP-перевозок. Между тем, как сообщил «Ведомостям» чиновник, близкий к Минобороны, первым заказчиком Ка-62 также является Министерство обороны России. Однако если Ка-62 будет привлекаться преимущественно для перевозок военнослужащих и грузов в ситуациях, когда использование более грузоподъемного вертолета — Ми-8 экономически нецелесообразно, то у AW139 главной задачей будут VIP-перевозки руководящего состава, для которых сейчас также используются вертолеты Ми-8, говорит собеседник «Ведомостей».

По словам редактора журнала Moscow Defense Brief Михаила Барабанова,  качество «генераловоза» AW139 будет явно предпочтительнее Ми-8 — при сборке в России его стоимость будет относительно низкой, а стоимость эксплуатации может быть значительно ниже, чем у Ми-8. При этом технических рисков у AW139 меньше, чем у Ка-62, который еще не совершил первого полета, отмечает эксперт.

В интервью субботней телепрограмме «Вести недели» министр обороны Сергей Шойгу заявил, что «если потребуется покупать [военную технику] за рубежом, то будем покупать, но в том случае, если иссякнут все силы и надежды на нашу промышленность». Закупка собираемых в режиме отверточной сборки итальянских вертолетов не противоречит курсу министра, говорит чиновник, близкий к Минобороны, ведь они собираются в России.

AW139 российской сборки совершил первый полет 19 декабря 2012 года. Выкатка машины с бортовым номером 60001 состоялась 18 декабря прошлого года. Как ожидается, в феврале 2013 года к испытаниям приступит второй AW139 российской сборки с бортовым номером 60002. Кто станет получателем этих машин, пока неизвестно. В перспективе HeliVert намерена выпускать не менее 20 вертолетов AW139 в год.