Подержанные бизнес-джеты Hawker сильно недооценены


Такое мнение высказал один из экспертов авиационного рынка

Уже совсем скоро компания Hawker Beechcraft предстанет в обновленном виде. Но то, что хорошо для бизнеса, не совсем подходит для нынешних владельцев продукции компании. Когда производитель объявил, что сворачивает производство бизнес-джетов Hawker и вводит ограничение на поддержку и гарантийные обязательства в отношении реактивных самолетов, это сильно обеспокоило владельцев таких самолетов.  

Однако, может быть не все так плохо. Как заявил Брайан Проктор (Brian Proctor) из консалтинговой компании  Mente Group на конференции NBAA в Бонита-Спрингс, штат Флорида, по финансированию, регистрации и правовой поддержке бизнес-авиации, в настоящее время подержанные самолеты Hawker 700/800/900 «сильно недооценены». Он утверждает, что цены на эти бизнес-джеты потенциально могут удвоиться (от текущих значений, в зависимости от конкретной модели) вскоре после того, как в конце этого месяца Hawker Beechcraft выйдет из процесса банкротства.

Ссылаясь на данные Aircraft Blue Book и Vref, Брайан Проктор отмечает, что цена на Hawker 800XP 1998 года выпуска и Sabreliner 65 1981 года выпуска составляет 20 процентов от их первоначальной стоимости. А исторические данные показывают, что этот же Sabre 65, когда ему был 15 лет (столько же нынешним Hawker 800XP), был оценен в примерно 60% его первоначальной стоимости. На основе этого, эксперт делает вывод, что текущие цены на Hawker должны быть выше.

По его словам, текущая стоимость бизнес-джетов Hawker является реакцией рынка на ситуацию вокруг Hawker Beechcraft, а также из-за «нервных» покупателей и финансистов, особенно в свете финансовых проблем производителя в течение последних трех лет, что в конечном итоге привело Hawker Beechcraft к банкротству по Главе 11 в мае прошлого года. Перспективам этих самолетов на рынке, по мнению Брайана Проктора, также должно способствовать то, что сейчас в эксплуатации находится более 1000 самолетов Hawker 700/800/900, а у провайдеров ТОиР есть хорошие наработки по обслуживанию и ремонту бизнес-джетов этого типа и достаточное количество запчастей.

Однако стоит отметить, что в своих предположениях, эксперт не учитывает новую посткризисную реальность. Сравнивая середину 90-х годов прошлого века с нынешними временами, Брайан Проктор не учитывает в первую очередь то, что сейчас вторичный рынок насыщен свежими моделями, с которыми 15-летним самолетам очень сложно конкурировать. Также эксперт не принимает во внимание такой фактор, как последние тренды в авиации (и относительно новые самолеты соответствуют им) – экологичность, топливная эффективность, малошумность, увеличенные сроки проверок, а также применение систем, снижающих нагрузку на экипаж, не говоря уже про развлекательные системы в пассажирском салоне.

А все эти факторы играют существенную роль при покупке самолета на вторичном рынке. Конечно, более поздние модели Hawker соответствуют этим требованиям, но самолет 1998 года вряд ли будет дорожать, так как его содержание влетит «в копеечку», а удовольствие от владения им не будет соответствовать ожиданиям. Недаром сейчас набирает популярность заводская модернизация подержанных бизнес-джетов, в результате которой самолеты получают вторую жизнь на современном уровне.