Вертолеты привлекательнее бизнес-джетов


Накануне главной вертолетной выставки HeliExpo 2013 в СМИ появилось множество самых разных оценок отрасли

Накануне главной вертолетной выставки HeliExpo 2013 в СМИ появилось множество самых разных оценок отрасли. Подыскивая материал, натолкнулся на анализ BRiFO (Brian Foley). Мне показалось, мнение известного американского эксперта Брайана Фоли будет интересным и для наших вертолетчиков…

За прошлый 2012 год из 22 млрд. долларов рынка авиации общего назначения, сектор бизнес-джетов получил 18 млрд. долларов. Для сравнения, «серебряный призер» – гражданское вертолетостроение заработало всего 3 млрд. долларов (вслед за вертолетами идут турбовинтовые самолеты и поршневые).

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что вертолетостроение серьезно уступает бизнес-джетам. Однако, это лишь до тех пор, пока не рассматривать военные вертолеты. Если к стоимости гражданских вертушек добавить военные – доходы отрасли становятся соизмеримы с доходами производителей бизнес-джетов. А с точки зрения диверсификации, вертолеты – даже более экономически привлекательны. Гражданские и военные винтокрылы дополняют друг друга, когда спад одних компенсируется подъемом других, что делает продажи вертолетов более устойчивыми. Военные часто компенсируют слабость гражданских и наоборот.

Есть еще одно уникальное преимущество вертолетов, по сравнению с бизнес-джетами. У бизнес-джетов – всего два покупателя: корпорации и частные лица. У вертолетов – кроме первых двух, есть еще: скорая медицинская помощь, полиция, многоцелевые пользователи, ПСО, морская нефтегазодобыча. В качестве бонуса для производителей вертолетов, гражданские платформы используются еще и военными для разведывательных, военно-транспортных, ПСО б/д, специального назначения и санитарных вертолетов. Во время рецессии все это позволяет сглаживать падения. Когда гражданские продажи начинают падать, на помощь приходят военные контракты. А сегодняшнее сокращение военных бюджетов компенсируется ростом гражданских заказов. Кроме того, у вертолетостроения есть возможности для компенсации внутри себя, например, оффшорный сегмент компенсирует сокращение корпоративных продаж.

Подобной диверсификации бизнес-джетам явно не хватает. А вместе все эти факторы придают уверенность в светлое будущее всего вертолетного хозяйства. По прогнозам, в ближайшие 10 лет будет поставлено 24000 вертолетов, в том числе, 12000 газотурбинных гражданских, 6000 военных газотурбинных и 6000 поршневых, на общую сумму – 250 млрд. долларов. Что соизмеримо с рынком бизнес-джетов. Из «дикого» производства вертолетостроение превратилось в высокодоходный цивилизованный бизнес, более диверсифицированный, чем бизнес-джеты, что делает его привлекательным.

HeliExpo 2013 это:

- 140 тыс. кв. м. выставочных площадей.
- более 650 классных экспозиций.
- более 20000 профессионалов.
- более 60 вертолетов.

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки