20 лет в небе


Dassault Falcon отмечает годовщину первого полета наиболее популярного и широко используемого делового самолета - Falcon 2000. Первый полет бизнес-джета состоялся в марте 1993 года, и с тех пор на рынок поставлено 500 самолетов
Компания Dassault Falcon отмечает годовщину первого полета наиболее популярного делового самолета – Falcon 2000. Первый полет этого бизнес-джета состоялся в марте 1993 года, и с тех пор на рынок было поставлено почти 500 самолетов (сейчас в эксплуатации находятся 474 самолета моделей DX, EX, Easy, LX). За это время самолеты налетали суммарно более двух миллионов часов. Примечательно, что Falcon 2000 был первым бизнес-джетом, в разработке которого использовался полностью цифровой макет, что позволило идеально определить первоначальные характеристики самолета и эксплуатационные расходы. 

Анонс Dassault Falcon 2000, как преемника Falcon 20 и Falcon 200, состоялся на Парижском авиасалоне в далеком 1989 году. Изначально проект обозначался Falcon X, но после получения первых заказов в октябре 1990 года он получил обозначение Falcon 2000. Вехой в истории самолета стал апрель 1990 года, когда в качестве силовой установки были выбраны два двигателя марки «Dee Howard» ТРДД CFE738 с устройствами реверса тяги. В феврале 1991 года к проекту присоединилась «Alenia» («Piaggio» как субподрядчик), которая на 25% разделила технические и финансовые риски и отвечала за хвостовую часть фюзеляжа, пилоны и мотогондолы.

Фюзеляж Falcon 2000 сохранил сечение фюзеляжа Falcon 900, хотя его длину сократили на 1,98 м. Крыло было также почти идентично, но переднюю кромку крыла доработали за счет отказа от внутренних секций предкрылков. Конструктивно самолет не представлял ничего нового, планер изготовлен их легких сплавов, но доля деталей из композитов существенно возросла.

Салон рассчитан на размещение максимум 19 пассажиров, хотя стандартным считается вариант с четырьмя креслами в переднем салоне и четырьмя креслами и двухместным диваном в заднем салоне.

Штатно летный экипаж включает двух пилотов, и на базовом варианте установлен комплект авионики Collins Pro Line IV с цветным дисплеем метео-РЛС, автопилотом, четырехдисплейной электронной пилотажной системой и системой управления полетом Honeywell FMZ-2000.

Первый и единственный прототип Falcon 2000 поднялся в воздух 4 марта 1990 года, а первый серийный ровно через три года. В ноябре 1994 года и феврале 1995 года самолет получил сертификаты Франции и США соответственно. Первый серийный самолет получил заказчик из Южной Африки в феврале 1995 года. С этого момента начались поставки Falcon 2000 в базовом и еще трех вариантах.

Первым вариантом, сменившим Falcon 2000, стал Falcon 2000EX с двумя ТРДД Pratt & Whitney PW308 тягой по 31,13 кН. Все самолеты поздней постройки оснащались комплектами оборудования кабины EASy разработки компаний Dassault и Honeywell.

Следующий вариант Falcon 2000DX способен выполнять полет на высотах до 12 500 м на дальность до 6000 км. Запас топлива на DX меньше, чем на EX, так как заказчики хотели получить вариант с меньшей дальностью, но большим салоном.

Еще одним вариантом бизнес-джета является Falcon 2000LX, разработанный на основе DX, запас топлива у самолета позволяет выполнять полеты на большую дальность. LX обладает меньшей скороподъемностью (время набора высоты 12 500 м - 18 мин), но дальность полета доведена до 7400 км.

В преддверии EBACE 2011 Dassault Aviation анонсировал новый вариант заслуженного самолета. Глубокая модернизация Falcon 2000 позволит производителю успешно конкурировать в этом сегменте рынка. Новый 10-местный Falcon 2000S находится в нижней части производственной линейки Dassault и сразится за покупателя с Challenger 300, Hawker 4000 и Gulfstream G250.

Новый бизнес-джет имеет предкрылок в корневой части крыла, высокоскоростные вертикальные законцовки крыла, двигатели нового поколения PW308C, которые меньше загрязняют окружающую среду. Кабина и салон также претерпели изменения: BMW Group DesignworksUSA разработала три варианта совершенно нового интерьера и переработала кабину экипажа с учетом использования авионики следующего поколения EASy II.

В октябре 2012 года компания Dassault Falcon представила совершенно новую модификацию самолета - 2000LXS, которая будет сертифицирована в первой половине 2013 года, а начало поставок намечено на 2014 год. Стоимость самолета составит $ 32,8 млн. Новый бизнес-джет LXS будет оснащен двигателями Pratt & Whitney Canada PW308C, однако для достижения высоких характеристик при взлете и посадке крыло 2000LXS будет оборудовано передними предкрылками.

Характеристики дальности и полезной нагрузки не претерпели изменений по сравнению с Falcon 2000LX, несмотря на усложнение конструкции крыла. Инженеры Dassault достигли этого за счет снижения массы крыла на 300 фунтов (с установленными законцовками крыла) и снижения массы интерьера на 100 фунтов. При этом уровень шума в салоне Falcon 2000LXS уменьшен на два децибела по сравнению с предшественником.

С полной заправкой топливом Falcon 2000LXS будет иметь полезную нагрузку в 2190 фунтов (990 кг), а максимальная взлетная масса составит 42800 фунтов. При этом длина ВПП, необходимая для взлета, будет равняться 4675 футов (1425 м), что на 1000 футов меньше, чем необходимо некоторым самолетам в этой категории. Посадочная дистанция будет равна 2300 футов (700 м). При скорости в 0,8 Маха Falcon 2000LXS будет иметь дальность полета в 4000 миль.