Textron понизил прогноз выручки Cessna из-за задержек программ разработки новых бизнес-джетов, которые в этом году должны были поступить первым клиентам
В среду, 17 июля 2013 года, концерн Textron понизил прогноз выручки дочерней компании Cessna из-за задержек программ разработки новых бизнес-джетов, которые уже в этом году должны были поступить первым клиентам. На телефонной конференции по итогам второго квартала 2013 года генеральный директор Textron Скотт Доннелли назвал причиной задержек сложности с сертификацией компанией Garmin авионики кабины экипажа, которая должна устанавливаться на новых бизнес-джетах M2, Longitude и X. Также новая авионика подвела и новый Citation Sovereign.
Эти проблемы отодвигают ввод в эксплуатацию M2 и нового Sovereign на четвертый квартал этого года, хотя производитель рассчитывал начать поставки в третьем квартале. А усилия, прилагаемые Cessna, для завершения сертификации этих двух самолетов скажутся на Citation X – он будет введен в строй не в третьем квартале этого года, а в первом 2014.
Citation X первые клиенты увидят только в 2014 году
Развитие других проектов Cessna, по словам Доннелли, продолжается довольно успешно. Планы по вводу в эксплуатацию среднего Latitude и большого Longitude пока не изменились, и они должны поступить первым клиентам в 2015 году и 2017 году, соответственно.
На фоне убытков Cessna уже второй квартал подряд, заявления о задержке программ новых бизнес-джетов не воспринимаются как что-то экстраординарное. Несмотря на некоторую активность клиентов на рынке средних и легких бизнес-джетов, американский производитель находится в «щекотливом» положении. В последние годы под давлением падающего спроса и конкурентов, Cessna пришлось предоставлять немногим покупателям существенные скидки в обмен на рост поставок, и такая ситуация не могла долго продолжаться. И первое полугодие этого года показало истинное положение дел. К тому же на сбыт продукции Cessna оказывает сильное влияние вторичный рынок и проблемы целевых клиентов (это малый и средний бизнес, который пока не может оправиться от кризиса, и предпочитает покупать подержанные самолеты или продолжать эксплуатацию уже имеющихся). И на этом негативном фоне компания объявляет о возможном повышении цен на всю линейку бизнес-джетов Citation. Несмотря на то, что такое решение несет значительные риски для будущих доходов, наверно производитель не хочет переносить опыт дисконтного ценообразования на пять перспективных программ (M2, нового Sovereign, Citation X, Latitude и Longitude).
А нынешняя задержка ввода в строй ближайших бизнес-джетов может иметь, кроме официальной версии с проблемами авионики, еще некоторые причины. Падение доходов вынуждает оптимизировать расходы, и «растягивание» сертификации распределяет расходы на более длинный срок (хотя в этом случае откладываются и будущие доходы), а также более поздний ввод в эксплуатацию дает клиентам время на «примирение» с повышением цен.