Именно так считает президент Nextant Aerospace Шон МакГью
Исключением не стала и Россия. Первый шаг по выходу на отечественный рынок был сделан еще в июне 2013 года, когда Nextant Aerospace определился с эксклюзивным представителем по продажам на территории России и СНГ (им стала компания FortAero Baltic Business Aviation Alliance). Тогда же Nextant Aerospace получил и первый заказ от FortAero на два самолета 400XTi общей стоимостью около $ 11,4 млн. (предварительно первый самолет будет доставлен уже в ноябре 2013 г., а второй – в январе 2014 г.). А настоящая премьера и первое знакомство потенциальных заказчиков с Nextant 400XTi состоялось в Москве в середине сентября в рамках московской выставки Jet Expo-2013. За несколько дней, проведенных во Внуково-3, у президента компании Шона МакГью практически не было свободного времени – переговоры и показы нового самолета были основным расписанием каждого дня. Но нам удалось не только побывать в самом самолете, но и пообщаться как с пилотами, так и с г-ном МакГью.
В России, по крайней мере те, с кем мы общались, весьма скептически относятся к терминам «модернизированный» или «усовершенствованный». Да и к самолетам легкого класса отношение тоже не всегда позитивное. В России широко представлены все производители со своими флагманами, и по количеству «серьезных» новых машин мы не уступаем другим крупным странам. И, по всей видимости, этот тренд будет продолжаться и в будущем. Тем не менее, во всем мире понемногу меняются форматы бизнес-перевозок, и Россия здесь не исключение. Все чаще на рынках России и СНГ становятся востребованы именно небольшие, маневренные и неприхотливые в обслуживании бизнес-джеты, при этом сочетающие в себе такие факторы, как дальность, топливную эффективность и стоимость. Ведь для удачного бизнесмена главный инструмент – это мобильность, и не всегда большой самолет сможет оптимально удовлетворить эти потребности. Легкие бизнес-джеты в российских реалиях могут в течение одного дня выполнить рейсы в несколько аэропортов, вне зависимости от их инфраструктуры.
По мнению г-на МакГью, именно удачно выбранная модель, взятая за основу при создании 400XTi, действительно сделает его одним из лидеров в легком классе. Ведь что такое 400XTi? Это платформа Beechjet 400A/XP, которая на протяжении многих лет зарекомендовала себя в качестве надежного и неприхотливого бизнес-джета, способного эксплуатироваться в небольших аэропортах, и который действительно легок в техническом обслуживании. Что еще надо клиентам, выполняющим короткие перелеты? Но инженеры Nextant Aerospace довели этот заслуженный самолет до современных требований и добавили главную недостающую часть – дальность. И если проблемы дальности полета в той же Америке вторичны с ее огромной сетью аэропортов и аэродромов, то для других стран это крайне актуально. И в итоге заказчик получает самолет, который летает на 3710 км, и, например, в России дает путешественникам возможность совершать беспосадочные полеты из Москвы в Новосибирск, Алма-Ату и Ташкент, а также в Лондон, Барселону и Каир.
В принципе, приобрести 400XTi можно двумя способами. Производитель поставляет уже готовые самолеты с собственной двухгодичной гарантией, либо может переделать Beechjet 400A/XP заказчика. Переделанный самолет требует лишь дополнения к сертификату типа. Самолеты, подлежащие модернизации, поставляются в цех Nextant, где с них снимают старые двигатели Pratt & Whitney Canada JT15D-5, демонтируют бортовое оборудование и интерьер, смывают старую покраску. Затем выполняются осмотры и проверки планера, после чего заменяется практически вся проводка, а все узлы и агрегаты проходят капитальный ремонт. Не трогают только проводку в топливных баках и запчасти с ресурсом 15 тыс. циклов, или 20,0/22,4 тыс. ч. Затем на планер устанавливают новые пилоны с обтекателями улучшенной аэродинамической формы для двух турбовентиляторных двигателей Williams FJ44-3AP. В кабине устанавливается бортовой комплекс Rockwell Collins Pro Line 21 с тремя экранами. Монтируется интерьер салона. Обширный список опций включает разнообразные обновления авионики, метеолокатор, серверы с электронными картами, систему предупреждения столкновения в воздухе TCAS II, а также систему управления оборудованием салона Rockwell Collins Venue, спутниковую связь Gogo Axxess Iridium, светодиодную подсветку салона, электронные жалюзи и розетки.
Ну и самое главное – стоимость. Бизнес-джет продается по розничной цене всего в $ 4,95 млн. Мы не хотели бы здесь сравнивать ценники «одноклассников», но для специалистов рынка – это весьма привлекательное предложение.
Г-н МакГью не просто оптимист. С Россией у него связано много позитивных воспоминаний. Ведь на протяжении большого количества времени он был президентом Hawker Beechcraft в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-тихоокеанском регионе и неоднократно посещал Россию, поэтому о реальном положении дел в нашей стране знает не понаслышке. Г-н МакГью твердо уверен, что ниша в 15% в России для Nextant Aerospace вполне по силам. Ведь по предварительным оценкам, на ближайшие несколько лет емкость отечественного рынка для 400XTi составит 70 машин, но лично компания почти уверена, что эти прогнозы будут скорректированы в сторону увеличения.
В общем, подводя итоги вышесказанного, все указывает на то, что Nextant Aerospace постепенно переходит из формата «демонстрации самолета» к реальному формированию пула заказчиков. Заказы, полученные на шанхайской выставке АВАСЕ в апреле 2013 года, и латиноамериканская LABACE – серьезная заявка, особенно для новичка. Кстати, объем продаж Nextant в 2012 г. составил $ 100 млн., а портфель заказов компании оценивается в $ 175 млн. В 2013 году планка в 30 самолетов должна быть преодолена. Ну а в новом году Nextant Aerospace действительно можно будет смело отнести уже к полноценному игроку в сегменте легких бизнес-джетов.