Самолеты получат крылья как у птиц


NASA начала тестовую летную программу перспективного крыла, поверхность которого может изменить форму в полете

NASA начала тестовую летную программу перспективного крыла, поверхность которого может изменить форму в полете. Адаптивная изменяющаяся задняя кромка (ACTE), разработанная совместными усилиями NASA и Исследовательской лабораторией ВВС США (AFRL), на шаг приближает то время, когда жесткие поверхности управления можно будет заменить на плавно изменяющиеся поверхности, которые будут имитировать полет птиц и обещают сделать перспективные самолеты тише и экономичнее.

Исследователи из научного летного-исследовательского центра Армстронга в Эдвардсе, Калифорния, заменили на самолете Gulfstream III обычные алюминиевые закрылки на новые, меняющие форму узлы, имеющие гибкую поверхность без стыков. Летные испытания должны определить жизнеспособность закрылков с гибкой задней кромкой и их влияние на аэродинамическую эффективность и снижение шума, создаваемого во время взлета и посадки.

Закрылки, специально спроектированные компанией FlexSys из Энн-Арбор, штат Мичиган, в начальных полетах будут зафиксированы, но на последующих полетах они будут работать в разных положениях. Это позволит собрать различные данные и продемонстрировать возможности гибких крыльев выдерживать реальный полет.

По словам руководителя программ Исследовательской лаборатории ВВС США Пита Флика, закрылки имеют хороший потенциал по модернизации существующих крыльев и могут появиться на новых воздушных судах. «Мы прошли путь от инновационной идеи, создания концепции, через множество конструкций и испытаний в аэродинамической трубе до конечной демонстрации, которая должна доказать авиационной отрасли, что эта технология может резко повысить эффективность самолета», - говорит он.

По словам Томаса Ригней, руководителя проекта ACTE центра Армстронга, первый полет прошел в плановом режиме – мы проверили многие ключевые элементы экспериментальной задней кромки. «Мы ожидаем, что эта технология сделает будущие самолеты легче, эффективнее и тише. Она также имеет потенциал, чтобы сэкономить сотни миллионов долларов в год на топливе», - говорит он.