Безопасность полетов начинается на земле


В рамках VII Вертолетного Форума компания Airbus Helicopters, выступила со специальным докладом «Статистика авиационных происшествий по парку Airbus Helicopters и мероприятия по повышению безопасности эксплуатации»

Отечественный вертолетный рынок вопреки всему переживает настоящий рассвет. Огромное количество вертолетов различных производителей и классов появляются не только в мегаполисах, но и в сравнительно небольших регионах. Но, к сожалению, пропорционально росту числа винтокрылых машин изменяется и статистика авиационных происшествий. И не в лучшую сторону. Причин много, но главные связаны не с «железом», а с человеческим фактором.

На проблему аварийности обращают свое пристальное внимание различные инстанции и на разных уровнях. Есть ли результат – однозначного ответа нет. Статистическую «кривую» сложно спрогнозировать, относительно безопасные периоды сменяются резонансными авиапроисшествиями или еще хуже того – катастрофами. Многие эксперты уверены – причина кроется в отсутствии культуры полетов, начиная от получения «летных прав» и, заканчивая эксплуатацией вертолетов.

Наши соотечественники, приобретая дорогостоящую технику по умолчанию считают, что уже обеспечили себе превосходство в воздухе. Но авиация не прощает ошибок, даже маленьких. Чаще всего мы сталкиваемся с «недоподготовкой» владельцев, которые при наступлении форс-мажорных обстоятельств не готовы адекватно оценить обстановку и принять правильное решение. Увеличиваются случаи «пренебрежения» прогнозом погоды, ну традиционно русское – разгильдяйство, связанное с неадекватным состоянием здоровья.

Пожалуй, впервые за последние несколько лет проблеме безопасности был посвящен целый форум, а именно VII Вертолетный Форум- 2014  «Партнерство во имя безопасности», организатором которого выступила Ассоциация Вертолетной Индустрии.  Участники масштабного мероприятия делились своим опытом, предлагали конкретные шаги по уменьшению количества происшествий, но все согласны в одном – человеческий фактор был, есть и, к сожалению, будет основной причиной аварийности в вертолетном сегменте и не только.

В рамках прошедшего мероприятия компания Airbus Helicopters, выступила со специальным докладом «Статистика авиационных происшествий по парку Airbus Helicopters и мероприятия по повышению безопасности эксплуатации». Мы не стали публиковать доклад целиком, ограничившись лишь тезисами. Ко многим из них стоит прислушаться.

По данным производителя, парк вертолетов компании Airbus Helicopters начитывает порядка 12000 машин в 149 странах у более чем 3000 эксплуатантов. Перед компанией стоит важная задача по поддержанию высоких стандартов безопасности эксплуатации техники. Эту работу курирует Департамент Авиационной Безопасности, основной задачей которого является снижение числа авиационных происшествий и повышение выживаемости экипажа и пассажиров.

С 2013 г. внутри Airbus Group проводится кардинальная реорганизация, вся внутренняя политика компании руководствуется 3 базовыми принципами: «Безопасность полетов. Конкурентоспособность. Соответствие ожиданиям заказчика». Так, согласно новой корпоративной политике, безопасность эксплуатации продукции Airbus Helicopters – ответственность каждого сотрудника, является первым из ключевых приоритетов и основой развития компании.

Согласно статистике, количество авиационных происшествий по парку Airbus Helicopters за последние 10 лет в России все же выше, чем в Северной Америке, Европе, Азии и Африки, и равно 5,72 на 100 тыс. л.ч. По данным за период с 2009 по 2013 гг., в 85,5% случаев происшествие происходит по производственной причине («человеческий фактор» или некорректное техническое обслуживание) и лишь не более 5% приходится на отказ техники (отказ двигателя, бортового оборудования или оборудования сторонних производителей) (данные за период с 2009 по 2013 гг.).

По мнению коммерческого директора Airbus Helicopters Vostok Артема Фетисова, относительно низкий показатель авиационных происшествий по причине технического отказа на вертолетах Airbus Helicopters достигнут благодаря постоянному совершенствованию конструкции серийных вертолетов, разработанных с превышением сертификационных требований и тщательному расследованию авиационных происшествий и инцидентов с участием представителей компании, с последующим немедленным внедрением корректирующих мероприятий. Airbus Helicopters Vostok, как филиал материнской компании в России, много делает в этом направлении. Основные направления, которые можно было бы особо отметить – это обучение, поддержка в эксплуатации и доработка вертолетов.

Наглядный пример – открытие учебного центра по совместной подготовке пилотов и инженерно-технического персонала для работы на вертолетах Airbus Helicopters в кооперации с «ЮТэйр» в Тюмени, где обучение будущих пилотов и инженеров идет на русском языке. Это единственный учебный центр в мире, принадлежащий внешнему партнеру. За три года сотрудничества обучение для работы на вертолетах AS350 B3 и AS355 N/NP прошли 106 пилотов и 103 инженера.

Еще более яркий пример – опыт государственного учебного заведения, Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, который впервые в России для подготовки курсантов сделал выбор в пользу зарубежной вертолетной техники, а именно Airbus Helicopters AS350 B2.

Для поддержки своих клиентов Airbus Helicopters Vostok осуществляет переводы на русский язык всей документации на наиболее популярные модели: AS350 B3 и EC145. Скоро к этому списку добавиться вертолет AS355 NP. Наличие качественного перевода сводит «на нет» неправильную трактовку тех или иных технических терминов и особенно рекомендаций по выполнению полетов, что напрямую влияет на безопасность.  Airbus Helicopters Vostok бесплатно предлагает российским клиентам техническую поддержку на базе заказчика – технические специалисты компании выезжают на место базирования воздушного судна, как с целью профилактики, так и для решения возникших технических неполадок в течение 18 месяцев с момента поставки.

Еще одним фактором, напрямую влияющим на безопасность полетов, является наличие на борту вертолетов современного оборудования. И здесь Airbus Helicopters Vostok делает активные шаги по кооперации, но уже с российскими партнерами. Например, в сотрудничестве с ЗАО «Транзас Авиация» поставляет комплекты оборудования в составе: система раннего предупреждения приближения к земле (СРППЗ) ТТА-12Н, спутниковый приемоиндикатор TSS, работающий по сигналам ГЛОНАСС/GPS и многофункциональный 12-дюймовый индикатор TDS-12 для оснащения вертолетов ЕС135. Установка данного оборудования оказывает существенное влияние на повышение безопасности полетов и позволяет полностью соответствовать требованиям новых Федеральных Авиационных Правил Российской Федерации, согласно которым, эксплуатируемые воздушные суда должны быть оборудованы приемниками ГЛОНАСС и системами СРППЗ с функцией оценки рельефа местности в направлении полета.

Опыт Airbus Helicopters заслуживает уважение. Производитель не только преследует сугубо коммерческие цели, но заглядывает вперед, понимая, что на современном высококонкурентном рынке России в более выгодной позиции сможет оказаться лишь та компания, которая сможет сохранить бренд «чистым». Локальные инвестиции, которые делает европейский производитель в подготовку будущих пилотов или переподготовку того же инженерного состава в России, станут неоспоримым аргументом для нынешних и потенциальных клиентов Airbus Helicopters. Ведь у них появляется возможность не только приобрести современную вертолетную технику, но и сделать ее эксплуатацию безопасной.