В преддверии московской выставки Jet Expo 2017 в гостях у BizavNews побывал Игназ Гретенер, вице-президент компании Pilatus Aircraft, а темой нашей беседы стал бестселер на рынке турбовинтовых машин – РС-12
В преддверии московской выставки Jet Expo 2017 в гостях у BizavWeek побывал Игназ Гретенер, вице-президент компании Pilatus Aircraft, а темой нашей беседы стал бестселер на рынке турбовинтовых машин - РС-12.
Г-н Гретенер можно ли подвести итоги работы компании в первом полугодии и довольны ли Вы производственными результатами?
Pilatus Aircraft в первом полугодии текущего года передал заказчикам 31 самолет. Все поставки пришлись на турбовинтовой PC-12NG. Суммарная стоимость машин оценена в $152,7 млн. В первом квартале клиенты получили 12 машин ($59,1 млн.), во втором – 19 ($93,6 млн.). С одной стороны, может показаться, что цифры достаточно скромные, но это вовсе не так. Для нас традиционно самым оживленных (по количеству поставок) периодом становятся третий и особенно четвертые кварталы, на которые приходится до двух третей всех поставок. Этот год не станет исключением, и мы надеемся повторить успех прошлого года, как по поставкам, так и по финансовым показателям. 2016 финансовый год был успешным для Pilatus и превзошел все ожидания. Общий объем продаж составил 821 млн. швейцарских франков, а операционная прибыль – 89 млн. швейцарских франков. По состоянию на конец отчетного года заказы находятся «в комфортном диапазоне» 1,7 млрд. швейцарских франков, без учета выручки от продаж РС-24. Продажи РС-12 NG выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом (91 самолет по сравнению с 70 в 2015 году), и это в условиях, когда всем крупнейшим производителям бизнес-самолетов пришлось бороться с существенным снижением спроса. В прошлом году был признан самым продаваемым в мире турбовинтовым самолетом бизнес-класса
Г-н Гретенер 2017 год знаковый для компании и для проекта РС-12. Передан юбилейный борт. Как это было?
В начале июля Pilatus Aircraft в торжественной обстановке передал юбилейный, полуторатысячный турбовинтовой самолет своему давнему партнеру – австралийской компании Royal Flying Doctor Service of Australia. Церемония, которая прошла в родном Штансе собрала более 2000 гостей и сотрудников компаний. В честь данного события самолет получил специальную ливрею, в центре которой красовался девиз Pilatus – «Customer First». В 1994 году, когда начались поставки легендарного турбопропа, Royal Flying Doctor Service of Australia стала одним из первых операторов самолета. Сейчас в парке крупнейшего австралийского оператора «воздушной скорой помощи» 33 борта РС-12. Ежегодно компания транспортирует на швейцарских самолетах более 18000 пациентов. И этот успех будет закреплен и в будущем. Австралийская компания также выступает и одним из первых клиентов на новый бизнес-джет РС-24, поставки которого намечены уже на четверый квартал текущего года.
Pilatus Aircraft в первом полугодии текущего года передал заказчикам 31 самолет. Все поставки пришлись на турбовинтовой PC-12NG. Суммарная стоимость машин оценена в $152,7 млн. В первом квартале клиенты получили 12 машин ($59,1 млн.), во втором – 19 ($93,6 млн.). С одной стороны, может показаться, что цифры достаточно скромные, но это вовсе не так. Для нас традиционно самым оживленных (по количеству поставок) периодом становятся третий и особенно четвертые кварталы, на которые приходится до двух третей всех поставок. Этот год не станет исключением, и мы надеемся повторить успех прошлого года, как по поставкам, так и по финансовым показателям. 2016 финансовый год был успешным для Pilatus и превзошел все ожидания. Общий объем продаж составил 821 млн. швейцарских франков, а операционная прибыль – 89 млн. швейцарских франков. По состоянию на конец отчетного года заказы находятся «в комфортном диапазоне» 1,7 млрд. швейцарских франков, без учета выручки от продаж РС-24. Продажи РС-12 NG выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом (91 самолет по сравнению с 70 в 2015 году), и это в условиях, когда всем крупнейшим производителям бизнес-самолетов пришлось бороться с существенным снижением спроса. В прошлом году был признан самым продаваемым в мире турбовинтовым самолетом бизнес-класса
Г-н Гретенер 2017 год знаковый для компании и для проекта РС-12. Передан юбилейный борт. Как это было?
В начале июля Pilatus Aircraft в торжественной обстановке передал юбилейный, полуторатысячный турбовинтовой самолет своему давнему партнеру – австралийской компании Royal Flying Doctor Service of Australia. Церемония, которая прошла в родном Штансе собрала более 2000 гостей и сотрудников компаний. В честь данного события самолет получил специальную ливрею, в центре которой красовался девиз Pilatus – «Customer First». В 1994 году, когда начались поставки легендарного турбопропа, Royal Flying Doctor Service of Australia стала одним из первых операторов самолета. Сейчас в парке крупнейшего австралийского оператора «воздушной скорой помощи» 33 борта РС-12. Ежегодно компания транспортирует на швейцарских самолетах более 18000 пациентов. И этот успех будет закреплен и в будущем. Австралийская компания также выступает и одним из первых клиентов на новый бизнес-джет РС-24, поставки которого намечены уже на четверый квартал текущего года.
Г-н Гретенер, но мы знаем и об еще одном знаковом событии - поправке о регулировании воздушных операций, позволяющих выполнение в Европе коммерческих воздушных перевозок на однодвигательных турбовинтовых самолетах.
Да действительно. В начале марта Европейская Комиссия опубликовала долгожданную поправку о регулировании воздушных операций, позволяющих выполнение в Европе коммерческих воздушных перевозок на однодвигательных турбовинтовых самолетах в сложных метеоусловиях (IMC) и ночью (правила CAT SET-IMC). Новый регламент, разработанный Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) и опубликованный 2 марта устанавливает рамки для операций CAT SET-IMC в 32 европейских государствах. Это позволит использовать РС-12 на новых маршрутах, которые могут выполнятся безопасно и эффективно только на одномоторных турбовинтовых самолетах. Это важное событие, поскольку за несколько попыток в прошлом не удавалось собрать достаточного консенсуса между государствами ЕС. Данное положение соответствует и превосходит соответствующие стандарты ИКАО, устанавливая согласованную структуру, полностью и пропорционально учитывающую специфику данных полетов. Публикация этих правил открывает новые рынки для операторов и позволяет улучшить сообщение по всему континенту.
Мы неоднократно писали, что нынешние производственные мощности в Штансе способны выпускать большее количество самолетов РС-12. С чем связано то, что компания намеренно ограничивает выпуск самолетов?
У Pilatus сейчас достаточно заказов на PC-12, чтобы выпускать более 140 самолетов в год. Но компания намеренно ограничивает темпы производства, чтобы не сбивать цены излишним предложением. Две трети этих самолетов предназначены для североамериканского рынка. Все PC-12 поставляются покупателям через региональные дистрибьюторы, которые по контракту обязаны предоставлять операторам услуги технического обслуживания. PC-12 производится уже более 20-ти лет, и примерно каждые два года Pilatus вносит существенные усовершенствования в конструкцию самолета. В дополнение к заказам на самолеты новой постройки наблюдается устойчивый спрос на вторичном рынке, намного превосходящий предложение. По мнению экспертов рынка, популярность PC-12 будет расти и дальше, благодаря улучшениям, привнесенным в летно-технические характеристики, бортовые системы и авионику PC-12NG, включая возможность последующей установки системы синтетического видения.
Да действительно. В начале марта Европейская Комиссия опубликовала долгожданную поправку о регулировании воздушных операций, позволяющих выполнение в Европе коммерческих воздушных перевозок на однодвигательных турбовинтовых самолетах в сложных метеоусловиях (IMC) и ночью (правила CAT SET-IMC). Новый регламент, разработанный Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) и опубликованный 2 марта устанавливает рамки для операций CAT SET-IMC в 32 европейских государствах. Это позволит использовать РС-12 на новых маршрутах, которые могут выполнятся безопасно и эффективно только на одномоторных турбовинтовых самолетах. Это важное событие, поскольку за несколько попыток в прошлом не удавалось собрать достаточного консенсуса между государствами ЕС. Данное положение соответствует и превосходит соответствующие стандарты ИКАО, устанавливая согласованную структуру, полностью и пропорционально учитывающую специфику данных полетов. Публикация этих правил открывает новые рынки для операторов и позволяет улучшить сообщение по всему континенту.
Мы неоднократно писали, что нынешние производственные мощности в Штансе способны выпускать большее количество самолетов РС-12. С чем связано то, что компания намеренно ограничивает выпуск самолетов?
У Pilatus сейчас достаточно заказов на PC-12, чтобы выпускать более 140 самолетов в год. Но компания намеренно ограничивает темпы производства, чтобы не сбивать цены излишним предложением. Две трети этих самолетов предназначены для североамериканского рынка. Все PC-12 поставляются покупателям через региональные дистрибьюторы, которые по контракту обязаны предоставлять операторам услуги технического обслуживания. PC-12 производится уже более 20-ти лет, и примерно каждые два года Pilatus вносит существенные усовершенствования в конструкцию самолета. В дополнение к заказам на самолеты новой постройки наблюдается устойчивый спрос на вторичном рынке, намного превосходящий предложение. По мнению экспертов рынка, популярность PC-12 будет расти и дальше, благодаря улучшениям, привнесенным в летно-технические характеристики, бортовые системы и авионику PC-12NG, включая возможность последующей установки системы синтетического видения.
Вы упомянули вторичный рынок. Действительно самолет так хорош?
Позвольте привести несколько примеров. Как отмечают аналитики из JetNet Evolution Marketplace, РС-12 по-прежнему остается одной из самых востребованных моделей на вторичном рынке. Лишь 3,7% мирового парка выставлено на продажу. «Быстрый поиск по www.aircraftbluebook.com показывает, что график остаточной стоимости этого турбовинтового бестселлера останавливается через три года и дальше остается плоским. На самом деле, в последнем квартале он даже поднялся. PC-12 NG в настоящее время сравнивают с Range Rover в мире деловых самолетов», - говорят эксперты. «Он может эксплуатироваться в небольших удобных аэропортах и даже на грунтовых ВПП. Мы знаем о десятилетнем РС-12, который имеет остаточную стоимость 80% от начальной. 53% владельцев РС-12 переходят на другой PC-12 в качестве следующего самолета!» А издание Aircraft Bluebook особо отмечает, что десятилетняя модель PC-12, например, 2007 года, по-прежнему оценивается в 81% от ее первоначальной стоимости. Исследование же, проведенное компанией Rolland Vincent Associates, LLC в декабре 2016 года, показало, что 10-летняя среднегодовая норма амортизации для Pilatus PC-12 составила всего 2,2%, что намного ниже, чем у любой другой категории бизнес-джетов или турбовинтовых самолетов.
Позвольте привести несколько примеров. Как отмечают аналитики из JetNet Evolution Marketplace, РС-12 по-прежнему остается одной из самых востребованных моделей на вторичном рынке. Лишь 3,7% мирового парка выставлено на продажу. «Быстрый поиск по www.aircraftbluebook.com показывает, что график остаточной стоимости этого турбовинтового бестселлера останавливается через три года и дальше остается плоским. На самом деле, в последнем квартале он даже поднялся. PC-12 NG в настоящее время сравнивают с Range Rover в мире деловых самолетов», - говорят эксперты. «Он может эксплуатироваться в небольших удобных аэропортах и даже на грунтовых ВПП. Мы знаем о десятилетнем РС-12, который имеет остаточную стоимость 80% от начальной. 53% владельцев РС-12 переходят на другой PC-12 в качестве следующего самолета!» А издание Aircraft Bluebook особо отмечает, что десятилетняя модель PC-12, например, 2007 года, по-прежнему оценивается в 81% от ее первоначальной стоимости. Исследование же, проведенное компанией Rolland Vincent Associates, LLC в декабре 2016 года, показало, что 10-летняя среднегодовая норма амортизации для Pilatus PC-12 составила всего 2,2%, что намного ниже, чем у любой другой категории бизнес-джетов или турбовинтовых самолетов.
Г-н Гретенер довольны ли Вы результатами работы в России?
Безусловно. За последний год мы видим кардинальное изменение к лучшему, и это скорее заслуга наших российских партнеров – Nesterov Aviation (авторизованный центр швейцарского авиапроизводителя Pilatus Aircraft по продажам турбовинтовых самолетов РС-12 на территории России). Мы не только продаем и поставляем самолеты в Россию, но постоянно демонстрируем его потенциальным клиентам, получая необходимую нам «обратную связь». Выводы однозначны – РС-12 оптимальный самолет для вашей страны, а предварительные переговоры позволяют нам говорить о том, что эра РС-12 в РФ только начинается уже в этом году я надеюсь мы сможем заявить о новых контрактах на самолет.
А чем все-таки самолет привлекателен для российского клиента?
Прежде всего привлекает стоимость эксплуатации и надежность машины. Например, расход керосина марки ТС-1 на плече до 1 часа – 250 л/час, на плече более 3 часов – 200 л/час, что сопоставимо с вертолетом типа H125. Благодаря небольшому взлетному весу аэропортовые сборы также достаточно низкие. По опыту полетов по РФ и в Европу, переменные расходы составляют около 40000 руб./час, фиксированные платежи (ФОТ экипажа из 3 человек, инженера, оплата базировки, страховки, формы ТО по календарю и другие фиксированные платежи) составляют около 950 000 тыс. руб. в месяц.
Pilatus РС-12 представляет собой уникальное сочетание одного мощного и надежного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планером совершенной конструкции. Главное достоинство этого самолета – способность совмещать важную для пилотов неприхотливость турбопропа и важный для пассажиров комфорт небольшого бизнес-джета. В принципе самолетом без всяких проблем может управлять один пилот! При этом, самолет может садиться на короткие и неподготовленные полосы. Это возможно благодаря конструкции убираемых шасси и высоко поднятым крылом для работы с коротких площадок.
А с точки зрения удобства для пилотов?
PC-12NG оборудован встроенной авионикой Honeywell Primus Apex. В ее составе четыре больших дисплея, включая основные полетные дисплеи (PFD) и два многофункциональных дисплея (MFD), что обеспечивает фантастическую информативность и удобство данной системы. Система обеспечивает синтетическое изображение с учетом введенных данных о поверхности, пилотажно-навигационный комплекс, сюда же выводится траффик, погода от метеорадара, блок радиосвязи и прочее. Эта авионика делает самолет практически всепогодным! К тому же он сертифицирован для полетов в условиях обледенения, обладает комбинацией механической и электрической антиобледенительной системы и может легко эксплуатироваться при рабочих температурах от -55 до +50°С. Все самолеты PC-12NG оборудуются двигателем Pratt&Whitney Canada PT6A-67P, мощностью 1200 л.с. Это один их самых популярных и надежных двигателей для турбовинтовых самолетов в истории.
Максимальная высота полета 30000 футов или 9144 метров, что сравнимо с рабочими высотами пассажирских самолетов Боинг 737 или А320. Это дает возможность обходить опасные метеоусловия (турбулентность, зоны обледенения), делает перелет безопасным и комфортным.
Расскажите пожалуйста о модернизации самолета.
Практически каждый год мы вносим изменения в наш самолет и всегда апгрейд положительно влияет на «осознанный выбор клиента». В ноябре 2015 года компания представила клиентам обновленную версию популярного турбопропа PC-12NG (2016 модельного года). Первое, что бросается в глаза при осмотре нового самолета – впервые применяемый пятилопастный композитный винт, специально разработанный для самолета специалистами Hartzell. И теперь мы говорим о существенном снижении уровня шума в кабине и улучшении летно-технических характеристик, и с точки зрения эстетики самолет стал более стильным. Новый винт изготовлен из углеродного волокна и имеет неограниченный срок службы, при этом его ремонт производится с помощью эпоксидной смолы и занимает минимальное количество времени, и эти работы можно выполнить в период капитального ремонта.
В итоге, с новым винтом Hartzell для взлета PC-12NG необходимо всего 793 метра. При максимальной взлетной массе самолет «забирается» на крейсерскую высоту в 8585 метров на 10% быстрее предыдущей версии, а его максимальная дальность с четырьмя пассажирами составляет уже 3407 км. Максимальная же скорость нового РС-12NG увеличена до 528 км/ч.
А РС-12 2017 модельного года оборудован системой скоростного подключения к интернету Aerowave 100, компании BendixKing (входит в Honeywell). Aerowave 100 является первой системой, обеспечивающей возможность пользования доступом в сеть на самолетах авиации общего назначения. В частности, чартерные операторы смогут извлечь выгоду, предоставляя пилотам доступ к всемирной службе графический погоды и инструментам планирования полета. Пассажиры будут иметь возможность отправлять и получать электронную почту и вложения, просматривать веб-страницы, и иметь доступ к другим мобильным приложениям, что позволит им постоянно оставаться на связи со своими партнерами. Aerowave 100 обеспечивает доступ со скоростью до 200 Кбит/сек с применением активной антенны с малым коэффициентом усиления и использованием спутников. Обычные планы спутникового Интернета, как правило, базируются на учете количества передаваемых данных, что вызывает определенные затруднения у конечных пользователей.
Кроме этого, самолет «допустили» до ночных коммерческих полетов SET-IMC (одобрение EASA на выполнение коммерческих полетов одномоторных турбинных самолетов по приборам ночью и в сложных метеоусловиях). В связи с этим самолет получил дополнительное оборудование: увеличенная кислородная система и выпадающие кислородные маски, включая туалетный отсек. При необходимости маску можно активировать самостоятельно. Система предназначена для всех конфигураций самолета, 6, 6+2 или 8 мест.
РС-12 одиноково хорош как для частных и коммерческих полетов, так и для выполнения специальных миссий, например медицинских. Можно ли на примере вывести его конкурентные преимущества?
Бесспорным аргументом в пользу медицинского РС-12NG является наличие грузовой двери и специальных механизмов для погрузки и выгрузки пациентов, на что уходит не более 10 минут, в отличие от классических джетов (в зависимости от типа, это время составляет до получаса). В зависимости от комплектации модуль может весить до 100 кг. Поэтому, даже теряя в крейсерской скорости, медицинский РС-12NG с лихвой компенсирует время, за счет более быстрой подготовки к рейсу. Дальность полета самолета составляет 2900 км, наиболее типичные миссии длятся до 2 часов полета.
Бесспорным аргументом в пользу медицинского РС-12NG является наличие грузовой двери и специальных механизмов для погрузки и выгрузки пациентов, на что уходит не более 10 минут, в отличие от классических джетов (в зависимости от типа, это время составляет до получаса). В зависимости от комплектации модуль может весить до 100 кг. Поэтому, даже теряя в крейсерской скорости, медицинский РС-12NG с лихвой компенсирует время, за счет более быстрой подготовки к рейсу. Дальность полета самолета составляет 2900 км, наиболее типичные миссии длятся до 2 часов полета.
Сейчас в мире «трудятся» около ста РС-12NG, оборудованных медицинскими модулями (флот базируется в США, Канаде, Австралии, Южной Африке, Бразилии). Среди эксплуатантов The Royal Flying Doctor Service (Австралия), Red Cross Air Mercy Service (Южная Африка), Native American Air Services (США), Air Methods Corporation (США), St. Charles Medical Center (США), Ornge (Канада). Самый крупный оператор – The Royal Flying Doctor Service – работает на 35 самолетах и имеет более 313000 летных часов и более 320000 посадок. The Royal Flying Doctor совершает регулярные полеты в малонаселенные районы пустыни, удаленные пункты, полеты в ночное время суток, а также совершает посадки на расчищенные дороги общего пользования.