УЗГА получил от ФСБ контракт на австрийские самолеты


Расположенный в Екатеринбурге «Уральский завод гражданской авиации» получил контракт ФСБ на поставку четырехместных самолетов Diamond

Расположенный в Екатеринбурге «Уральский завод гражданской авиации» получил контракт ФСБ на поставку четырехместных самолетов Diamond. Изначально соглашение между сторонами, подписанное еще 2016 году, прямо говорило о наличии на австрийских самолетах системы слежения, однако впоследствии претерпело изменения - контракт подешевел почти на 100 миллионов рублей. Представители завода опровергают наличие контрактов на изготовление самолетов в особой комплектации, настаивая, что производят машины для обучения пилотов. Отраслевые эксперты, в свою очередь, полагают, что корректировки контракта могли быть связаны именно со спецоборудованием и указывают на риски для предприятия в связи с сотрудничеством с силовыми структурами. Самолеты-разведчики и вовсе, по их оценкам, могли бы привести к введению санкций со стороны европейских партнеров. Впрочем, пока новый контракт не вызвал особых последствий для завода, который уже сейчас испытывает сложности со сборкой техники по лицензии иностранных компаний.

 

АО «Уральский завод гражданской авиации» впервые в 2018 году получило крупный государственный контракт на поставку самолетов. В частности, речь идет о четырехместной модели DA-42 M-NG (Diamond), которую екатеринбургский завод собирает по лицензии австрийской компании Diamond Aircraft Industries. По данным с портала госзакупок, заказчиком выступило ФГКУ «Войсковая часть 55056». Самолеты должны быть поставлены до конца декабря. Стоимость реализации контракта превышает 677 млн рублей.

Примечательным в данной ситуации является тот факт, что еще в мае текущего года представители завода заявляли профильным изданиям, что не планируют поставлять Воздушно-космическим силам России данные самолеты. «Самолеты этого типа мы строим исключительно для вузов, готовящих пилотов гражданской авиации», - цитирует представителей завода Mil.Press Военное. Ранее такие самолеты действительно отгружали в учебные центры Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). К примеру, суда активно закупали для поставки в «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации».

Со ссылкой на слова гендиректора УЗГА Вадима Бадехи в пресс-службе предприятия «Правде УрФО» заявили, что завод не поставляет самолеты вооруженным силам России. «Все самолеты УЗГА применяются в учебно-тренировочных целях», - подчеркнул директор.

В случае с описанным выше контрактом речи действительно не идет о поставке Минобороны РФ. Войсковая часть, купившая самолеты, подконтрольна ФСБ России. Еще интереснее ситуация выглядит в связи с тем, что в 2016 году В/Ч 55056 уже проводила закупку у единственного поставщика на поставку двух самолетов DA-42 M-NG. УЗГА до ноября 2017 года должен был передать силовикам самолеты с дизельными двигателями. В контракте указано, что самолет должен быть укомплектован «дополнительным оборудованием для использования в разведывательном варианте для обеспечения государственных нужд».

«Вероятнее всего, свежий конкурс – это не новая расторговка, а изменение условий контракта, подписанного в июне 2016 года. В прежних документах была заявлена более высокая стоимость в 758 млн рублей», - рассказал источник, близкий к УЗГА, не уточнив, почему стороны на год отложили исполнение данного заказа.

Другой собеседник издания из сферы ОПК предположил, что стоимость контракта могла подешеветь как раз за счет отказа от допоборудования, предназначенного для разведывательных целей. «В противном случае у УЗГА могли бы возникнуть трудности с европейскими партнерами. Пока никаких санкций на эту компанию не налагали, но из-за сотрудничества с Минобороны РФ либо с другими силовиками может быть поднят вопрос об их введении в том числе запрета на обмен технологиями», - считает собеседник издания.

Стоит отметить, в настоящее время у УЗГА возникают определенные трудности со сборкой самолетов и вертолетов в рамках лицензионных соглашений с зарубежными партнерами. Завод уже подал целую череду исков к Кольцовской таможне, которая отказывается декларировать комплектующие для самолетов и вертолетов как запчасти.

Решение апелляционного суда по одному из исков вступило в силу в апреле 2018 года, но 22 июня завод подал жалобу в кассационную инстанцию. В ходе судебного разбирательства в рамках этого дела УЗГА просил наложить обеспечительные меры по двум таможенным декларациям. В случае выплаты сборов на основании расчетов Кольцовской таможни авиастроители заявили о финансовых потерях в 37 млн рублей.

Согласно материалам дела, в Россию из Канады был ввезен разобранный вертолет Bell 407. Представители завода задекларировали винт, фюзеляж, хвостовую балку и другие компоненты винтокрылой машины как отдельные части. После камеральной проверки таможенники настояли на пересчете объема выплат, так как в страну был ввезен вертолет с серийным номером 54609 в разобранном виде, а ставка ввозной таможенной пошлины для летательного аппарата составляет 15,7%.

Юристы УЗГА в суде пытались доказать, что «технологический процесс производства вертолета выходит за рамки исключительно сборочного процесса, поскольку помимо сборки выполняются высокотехнологические операции: контрольно-диагностические и регулировочные работы, отладка электронных систем, идентификация продукции», - поэтому ввозимые компоненты нельзя считать готовым изделием и применять к нему столь высокую ставку. Все же судьи дважды вставали на сторону фискального органа.

В пресс-службе завода отказались комментировать сложившуюся ситуацию, в том числе не уточнили, коснулись ли претензии таможенников сборки австрийских самолетов, производство которых планировалось хотя бы частично локализовать в России.

На официальный запрос «Правды УрФО» в Уральском таможенном управлении заявили, что не могут раскрыть информацию. «В вашем запросе содержатся вопросы по конкретным параметрам внешнеэкономической деятельности УЗГА. В соответствии со статьей 356 ТК ЕАЭС таможенные органы и их должностные лица не вправе разглашать, использовать в личных целях, либо передавать иным лицам информацию, составляющую государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законодательством тайну, а также другую конфиденциальную информацию», - говорится в ответе таможенников за подписью руководителя Максима Чморы.

Источник: Правда УрФО