Сегодня Embraer Company – бразильская авиастроительная компания, занимает четвертое место в мировом рейтинге авиапроизводителей. А ведь еще 20 лет назад никто не мог представить такого головокружительного успеха бразильского авиастроительного проекта.
Сегодня Embraer Company – бразильская авиастроительная компания, занимает четвертое место в мировом рейтинге авиапроизводителей. А ведь еще 20 лет назад никто не мог представить такого головокружительного успеха бразильского авиастроительного проекта.
Чудо латиноамериканского технопарка
История Embraer восходит к 1945 году, когда в городке Сан-Хозе-дос-Кампос (San Jose dos Campos) началось строительство своеобразного бразильского технопарка СТА (Centro Tecnоlogico Aerospaсial), основу которого составили тщательно опекавшиеся правительством государственно-частные фирмы, занимавшиеся исследованиями и разработками в области аэронавтики и авиации в их оборонном и гражданском приложении. «Тепличные» организационно-финансовые условия, хорошее энергообеспечение, географическая близость к Сан-Паулу с его разнообразными промышленными предприятиями и, наконец, налаженная подготовка профессиональных кадров в специально учрежденных учебных заведениях (Instituto Tecnolоgico da Aeronautica – ITA и Instituto de Pesquisas Espaciais – INPE) – все это позволило в короткий срок превратить СТА в самый передовой центр высоких технологий не только в Латинской Америке, но и во всех тогдашних развивающихся странах. Именно под крылом CTA и на его базе в 60-е годы XX века была создана компания Empresa Brasileira de Aeronautica или сокращенно – Embraer. Находясь под патронажем министерства обороны и ВВС Бразилии, компания на протяжении более 20 лет занималась преимущественно производством военной авиатехники. И нужно сказать, весьма в этом преуспела, достигнув наивысшего расцвета в 80-х годах. Однако политический и экономический кризис в Бразилии в начале 90-х чуть было не поставил точку в истории компании…
Ставка на бизнес
Спасением и одновременно этапом нынешнего развития компании стал 1994 год, когда власти страны решились на приватизацию национального авиапроизводителя. Новые владельцы представляли синдикат американских и бразильских инвесторов, к которым затем присоединились и французы. Локомотивом возрождения компании стала программа строительства реактивных региональных самолетов ERJ-135/ 140/ 145, способных брать на борт до 50 пассажиров.
Но, собственно, как производитель деловых самолетов, компания заявила о себе в 1996 году, создав на базе ERJ-135 бизнес-джет Legacy. Когда первые Legacy поступили в эксплуатацию, эти самолеты очень быстро завоевали достаточно большую популярность, прежде всего, удачным сочетанием комфорта салона, выгодной цены и невысоких эксплуатационных расходов. Благодаря использованию композитных материалов, делающих конструкцию самолета более легкой и прочной, конструкторам удалось добиться существенной экономии топлива. Что сказалось и на продажах. За 10 лет компания выпустила и поставила покупателям в общей сложности 730 экземпляров таких самолетов.
В 2006 году Legacy был модифицирован и стал выпускаться под модельным обозначением Embraer 600. Производитель постарался на славу! Шикарный интерьер, предусматривающий кожаную отделку панелей, великолепные мягкие диваны, столы из массивного дерева и роскошные кресла, сконструированные по последнему слову эргономики. Трансформируемый салон с возможностью его превращения в конференц-зал, библиотеку, ресторан или совокупность изолированных друг от друга помещений – холла, кабинета и спальни. Современное оборудование: стереофонические аудиосистемы, DVD-устройства, проекционная аппаратура, компьютеры, сканеры, принтеры, телефоны и факсы. Наличие всех необходимых бытовых удобств, включая душ. Короче говоря, если и не люкс, то, по крайней мере, самый что ни на есть первоклассный номер дорогого пятизвездочного отеля. И все это — внутри сравнительно компактного реактивного бизнес-лайнера, способного развивать скорость до 800 км/ч при дальности полетов от 1,5 до 5,5 тысячи км.
Реалии будущего
Однако не «шестисотым» единым жива сегодня корпорация Embraer. Компания в ближайшее время планирует начать быстрое наращивание темпов производства, чтобы в 2015 году превратиться в ведущего игрока на рынке реактивных бизнес-самолетов. Резкое наращивание производства является частью 10-летнего плана по завоеванию рынка. Компания планирует инвестировать 150 миллионов долларов в производство, оборудование и программы обслуживания клиентов.
В ближайшем будущем к самолету Legacy присоединятся четыре или пять новых моделей реактивных бизнес-самолетов, начиная со сверхлегкого реактивного самолета Phenom 100 стоимостью 2,85 миллиона долларов и заканчивая самолетом Lineage 1000 с ультрабольшим салоном стоимостью 41 миллион долларов, созданным на основе авиалайнера E-190. Также среди новых моделей будут представлены следующие самолеты: легкий семиместный самолет со стреловидными крыльями Phenom 300 и еще два самолета, пока не получивших названия, которые заполнят пробел между моделями Phenom 300 и Legacy 600.
16 июня 2007 года из ворот сборочного цеха в Сан-Хосе-дос-Кампос техники торжественно выкатили первый экземпляр Phenom 100. Сертификация и первые поставки самолета начнутся через год после этого события. Сейчас из 400 заказов на самолеты линейки Phenom более 100 приходится именно на модель Phenom 100. Алюминиевые структуры самолета собираются автоматическими клепальными станками. Инженеры говорят, что продолжительность жизни самолета Phenom 100 составляет 35 тысяч циклов, что в два раза больше, чем у других сверхлегких самолетов.
Самолет Phenom 300 будет выпущен через год после выпуска Phenom 100. Первый полет этой модели намечен на середину следующего года, а первые поставки будут произведены год спустя. Двухдвигательный самолет оснащен стреловидными крыльями с винглетами, а продолжительность его жизни – 28 тысяч циклов или 35 тысяч часов.
Что касается самого дорогого лайнера от Embraer, то уже продано около десяти самолетов Lineage 1000. В течение ближайших 10 лет планируется продавать по 3–4 самолета этой модели в год. Первый лайнер с дальностью полета в 7700 км сейчас проходит окончательный этап сборки в Сан-Хосе-дос-Кампос. Самолет будет закончен в третьем квартале этого года, после чего его доставят партнеру – американской компании PATS Aircraft в Джорджтауне, штат Делавер, – для финальной отделки стоимостью 10–15 миллионов долларов. Первая поставка самолета модели Lineage 1000 намечена на середину 2008 года.
Как видим, планы у Embraer весьма обширны и амбициозны. Компания строит новое семейство самолетов, которое должно к 2015 году занять лидирующую позицию на рынке реактивных бизнес-самолетов. И судя по тому, как активно ведется работа в этом направлении, задачи эти весьма реальны.
Источник: "Акватория красивой жизни" автор: Дмитрий Гнатенко