Обсуждение продукции российского автопрома, зачастую вызывает улыбку, а вот боевые самолеты, как продукция нашего авиапрома – в основном уважение. Но что будет, если авиапром «решит» пойти в гражданский сектор, а потом еще и захочет выйти в сектор VVIP?
В итоге получилось то, что получилось, и автопром на этом фоне может вполне заслуженно похвастаться своими достижениями и лояльностью клиентов, так как некоторые модели стали действительно массовыми. Но что не так с проектом Sukhoi Business Jet, и есть ли у него шанс на выживание?
История создания самолета Sukhoi Super Jet широко известна. В начале 2000-х годов Госкорпорация «Сухой» решила диверсифицировать свою линейку и выпустить гражданский самолет. Ставка была сделана на разработку ближне- и среднемагистрального узкофюзеляжного самолета. В 2008 году первый летный экземпляр Sukhoi Super Jet совершил первый полет. По итогам 12 лет работы репутация модели очень сильно хромает и многочисленные попытки хоть как-то ее выправить существенного результата не дают. Лояльность к продукту невысокая, наличие административного ресурса производителя играет с продуктом злую шутку – те кто может выбирать, выбирает других производителей, что создает самораскручивающийся механизм негатива, слухов и домыслов.
Удивительно, но не имея базы, менеджмент компании решил пойти дальше и выйти на рынок бизнес-авиации. В итоге был запущен проект Sukhoi Business Jet. И если при создании коммерческого самолета Sukhoi Super Jet компания столкнулась с целым рядом более-менее решаемых трудностей, то полноценный выход на рынок товаров роскоши для госкорпорации «Сухой» оказался невыполнимой задачей. Госкорпорации до сих пор так и не удалось выйти за пределы ниши производителя товаров для госсектора и дружественных правительств. При этом стоит учесть, что компания имеет существенный финансовый и административный ресурс, а также очень качественную инженерную школу авиастроения, заложенную еще в СССР, которая позволяет держать очень высокую планку на мировом рынке вооружений. С технической точки зрения некоторые современные боевые самолеты ГК «Сухой» являются непревзойденными по своим летным качествам и техническим решениям. Таким образом, источник проблем проекта Sukhoi Business Jet кроется не в финансовой или технической составляющей.
Для понимания возникшей парадоксальной ситуации и поиска решений необходимо изменить масштаб и посмотреть на проект с точки зрения всего рынка, оценить роль и модель поведения ГК «Сухой». Для облегчения задачи можно провести параллели с животным миром, так как это самая простая для широкого восприятия модель. В ГК «Сухой» финансирование идет из бюджета, а потребителем продукции являются также бюджетники – Вооруженные Силы РФ, либо других стран. Предпочтения заказчиков могут быть описаны в стандартном техзадании, а приемка готовой продукции проходит по согласованному алгоритму. Если провести параллели с природой, то компанию можно ассоциировать с представителями засушливой пустыни, где ресурсы редки, выбор стратегий весьма ограничен, инструментарий прямолинеен.
Рынок же товаров роскоши управляется совершенно другими законами. Игроки рынка бизнес-авиации, компании Bombardier, Gulfstream, Embraer, а также обособленные подразделения Boeing Business Jets и Airbus Corporate Jets, понимают, что базовая модель самолета должна быть готова к кастомизации и отвечать минимальным требованиям клиента, которые, зачастую очень противоречивы. Но клиент платит, а значит и выбирает он. Каждый новый самолет – это отдельный проект, реализованный для конкретного заказчика, исходя из его личных предпочтений и пожеланий. Требования к продукции более комплексные, стратегии сложные, продукт нестандартный. Проводя параллели с животным миром, это яркие представители высших хищников, со сложной моделью поведения.
В итоге ГК «Сухой», привычно используя очень простые стратегии и прямолинейную модель поведения пытается войти в эко-систему, где царят сложные правила. Корпорация не осознает сложность этой новой для нее среды обитания и начинает, по привычке, просто наращивать давление, создать бурную деятельность, привлекать избыточные ресурсы, а попросту тратить силы. В итоге результат остается недостижимым.
Есть ли все же шанс для нашего авиастроения выйти на рынок товаров роскоши? Да, есть. Но нужно полностью менять подход в работе, создавать отдельную структуру, которая будет заниматься исключительно VVIP направлением и руководствоваться правилами рынка. Если этот проект будет внутри и под контролем менеджмента, работающего с военной продукцией – проект обречен. Это не позволит создать совершенно новую природу компании и корпоративную культуру, разработать и усвоить особенный набор сложных стратегий. Залог успеха – автономное предприятие, ориентированное на рынок, с уникальным, высокопрофессиональным международным коллективом и действующее вне правил, и контроля, характерного для государственных структур.
Именно эта стратегия позволит полноценно реализовать задумку по созданию сверхзвукового бизнес-джета. Появление такой технологии может существенно изменить правила игры на рынке производителей бизнес-авиации и скорректировать доли участников. Многие авиационные производители уже ведут разработки и явно их не афишируют. Нашим производителям придется пройти двойной путь – кроме отработки технологий по созданию безопасного, надежного и разумного в эксплуатации сверхзвукового самолета, также придется нарабатывать опыт создания комфортных и высококлассных бортов, некоторые из которых должны иметь перспективу стать настоящими произведениями искусства.
«Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами». (с) Карл Филипп Готтлиб Фон Клаузевиц
Партнёр Global Jet в России и СНГ Евгений Клочков