Airbus Racer отправится в первый полет в конце 2022 года

По словам Брайса Макинаджяна, главного инженера программы RACER (Rapid and Cost-Effective Rotorcraft) в Airbus Helicopters, первый прототип нового высокоскоростного вертолета отправится в полет во второй половине 2022 года, ближе к концу года.

Первый этап сборки проходил на площадке Airbus Helicopters в Донаувёрте, Германия, а семь месяцев назад демонстратор был перевезен на площадку Мариньян. «Теперь мы получили почти 100% всех деталей от наших партнеров по контракту Clean Sky 2», — сказал Макинаджян.

Государственно-частная исследовательская группа Европейского союза Clean Sky 2 выделила 200 миллионов евро на проект разработки Racer, в котором участвуют около 40 компаний и академических учреждений из 13 стран Европы. Несколько партнеров привнесли свой опыт, не связанный с аэронавтикой.

В 2017 году Европейский вертолетный холдинг Airbus Helicopters представил проект перспективного скоростного винтокрылого летательного аппарата RACER. Новая разработка получит замкнутое, или кольцевое, крыло, которое позволит существенно улучшить летные характеристики машины по сравнению с обычными вертолетами и скоростными аппаратами, разрабатываемыми Airbus в рамках других проектов.

Сегодня разработкой скоростных вертолетов занимаются несколько стран мира, включая Францию, Германию и США. Целью таких разработок является создание летательного аппарата, способного на вертикальные взлет и посадку по-вертолетному, и на быстрый горизонтальный полет на скоростях, сегодня не доступных обычным вертолетам. Новые машины планируется использовать в самых разнообразных целях, включая быструю перевозку пассажиров из города в пригород и высадку их на обычных вертолетных площадках, оборудовать которые гораздо проще и дешевле, чем строить небольшой самолетный аэродром.

В ходе исследований в рамках проекта RACER специалисты европейского концерна пришли к выводу, что замкнутое крыло позволит решить сразу несколько задач. В частности, такое крыло при относительно небольшом размахе имеет бо́льшую по сравнению с обычным крылом площадь и создает бо́льшую же подъемную силу. В полете это позволит существенно увеличить скорость самого вертолета. При этом, благодаря существенной подъемной силе, возникающей на крыле, в горизонтальном полете можно будет значительно снизить скорость вращения несущего винта. Это благоприятно скажется на ресурсе редуктора.

Ранее Airbus разрабатывал и испытывал скоростной вертолет X3. На его основе планировалось создать скоростной винтокрыл LifeRCraft для пассажирских перевозок. Обе машины создавались по схеме винтокрыла с несущим винтом и двумя тянущими воздушными винтами на законцовках крыла. X3 на испытаниях разгонялся до 255 узлов (527 километров в час). В проекте RACER европейские конструкторы решили отказаться от двух тянущих винтов в пользу двух толкающих, установленных на месте смыкания верхних и нижних консолей крыла.

По оценке специалистов, толкающие винты будут требовать на десять процентов меньше мощности по сравнению с тянущими. При этом замкнутое крыло позволит упростить систему приводов толкающих винтов, пропустив их валы внутри верхних консолей крыла прямо от раздаточного редуктора в зоне силовых установок. Наконец, замкнутое крыло позволит оптимизировать внутреннюю компоновку RACER, разместив убирающиеся шасси в его нижних консолях. Это позволит высвободить дополнительное место в фюзеляже скоростного винтокрыла.

Racer массой от семи до восьми тонн рассчитан на полет почти в два раза быстрее, чем обычный вертолет. Со скоростью до 220 узлов и дальностью до 400 морских миль проект Racer направлен на достижение наилучшего компромисса между скоростью, экономической эффективностью и выполнением миссии.

Racer оснащен парой двигателей Safran Aneto-1X мощностью 2500 л.с., которые обеспечивают на 25% больше мощности, чем двигатели аналогичного размера. Сокращение расхода топлива до 15% может быть достигнуто, когда один из двух двигателей находится в режиме ожидания во время крейсерского полета — конфигурация, которую Safran называет «экономным режимом». Летные испытания гибридно-электрической системы остановки и запуска Safran запланированы на следующий год.

Благодаря более высокой скорости Racer сможет покрыть гораздо большую территорию в так называемый «золотой час» во время поисково-спасательных операций по сравнению с обычными вертолетами. «Мы хотели бы продемонстрировать это с помощью подъемника, установленного на Racer, и смоделировать быструю транспортировку пациента», — добавил Макинаджян.

Демонстратор Racer имеет кабину такого же размера, как и двухдвигательный H145, который может вместить от шести до восьми пассажиров в представительской конфигурации. «Но эта концепция масштабируема», — говорит Макинаджян. Он считает, что формула полностью применима даже к военным миссиям, но это выходит за рамки инициативы Clean Sky 2, которая сосредоточена исключительно на инновациях в гражданском секторе.