Средние бизнес-джеты: перспективы развития

В последние годы на международном рынке деловой авиации наблюдается настоящий бум в отношении компактных бизнес-джетов, что в полной мере касается и самолетов среднего класса.

yeВ последние годы на международном рынке деловой авиации наблюдается настоящий бум в отношении компактных бизнес-джетов, что в полной мере касается и самолетов среднего класса. 

Мотивация столь активной деятельности мировых производителей очевидна: более просторные салоны и более комфортная комплектация в сочетании с высокой скоростью и большой дальностью полета подталкивают многих владельцев легких самолетов перейти на воздушные судна более высокого – среднего класса.
 
Маркетологи, стараясь угодить разным группам потребителей, пытаются как можно детальнее классифицировать свой товар и придумывают множество подклассов и подтипов: например, супер-средний класс, средний класс начального уровня и т. д. Поэтому мы будем ориентироваться на основной параметр, общий для всех категорий бизнес-самолетов – его максимальный взлетный вес. Таким образом, к среднему классу относятся все судна с массой от 9 до 18 тонн (20 – 40 тыс. фунтов), за исключением нескольких джетов, размер кабины которых при достаточном весе слишком мал для типичного среднего самолета.
 
Bombardier Аerospace:
 
Learjet 45XR
 
В модельном ряде авиастроительной компании Bombardier Aerospace (Канада) самолет Learjet 45 стал первой совершенно новой дизайнерской разработкой со времен создания оригинальной модели Learjet 1963 года. И сразу же был зачислен в ряды «крупных легких самолетов». После некоторых усовершенствований и доработок модель получила гордое дополнение «XR» и обрела статус джета среднего класса, правда, в его нижнем сегменте.
 
 
Тем не менее, Learjet 45XR унаследовал лучшие качества от своего предшественника: практический потолок 15 500 м., крейсерская скорость 861 км/ч и экономичное потребление горючего. Преодолевая максимальное расстояние в 3 866 км, самолет расходует 2 749 кг реактивного топлива Jet A, а это самый низкий показатель прямых эксплуатационных расходов для самолетов среднего класса. В зависимости от конфигурации салона, при полетах на небольшие расстоянии судно способно вместить до 9 пассажиров плюс два члена экипажа.
 
Предмет гордости в кабине пилотов – система авионики Primus 1000 от компании Honeywell, укомплектованная двумя современными жидкокристаллическими дисплеями. Для бизнес-джета, способного взлететь с полосы длиной 1,5 км, надежная система бортовой электроники, дающая полный контроль над самолетом и исчерпывающую информацию об условиях полета – залог безопасного путешествия.
 
Стоимость Learjet 45XR - около $11,5 миллиона долларов.
 
Learjet 60XR
 
60XR от 45XR  отличает не только увеличение дальности полета и более просторная кабина, но и, соответственно, большая цена ($13,3 миллиона). Высокие показатели потолка и скорости полета надежно укрепляют позиции марки Learjet в рейтинге воздушных суден деловой авиации.
 
 
Самолет традиционно укомплектован бортовой электроникой Pro Line 21 от фирмы Rockwell Collins. Для взлета ему понадобится полоса длиной 1,66 км, декларируемая дальность полета – 4537 км. Learjet 60XR считается одним из самых быстрых в своем классе - до 992 км/ч.
 
Challenger 300
 
К легкой весовой категории знаменитой линейки Challenger производства компании Bombardier Aerospace относится просторный Challenger 300, превосходящий по своим размерам все самолеты модельного ряда Learjet. Высота и ширина этого бизнес-джета составляют соответственно 1,83 и 2,2 метра.
 
Традиционно Challenger 300 считается маневренным самолетом, поскольку при полной загрузке способен взлететь с полосы в 1,46 км. Турбореактивные двигатели Honeywell HTF 7000 позволяют ему пролететь без дозаправки 5 741 км при максимальной скорости 1000 км/ч.
 
 
Цена Challenger 300 – $20 миллионов.
 
CessnaAircraftCompany:
 
Citation Sovereign
 
У этого самолета масса отличительных черт, являющихся его бесспорными преимуществами. Это и крайне короткий взлетный путь – всего 1,1 км, и турбовинтовые двигатели PW306C с необычно малым расходом топлива, и довольно продолжительный налет между обязательными техосмотрами – 6 000 часов, ощутимо снижающий расходы на техобслуживание.
 
 
На реактивном «Монархе» (именно так переводится название «Sovereign») установлена новейшая система авионики Primus Epic от известной фирмы-производителя Honeywell, обеспечивающая безопасность и удобство управления полетом. Бизнес-джет Citation Sovereign может преодолевать расстояние в 5 185 км на максимальной крейсерской скорости 850 км/ч. Просторный салон самолета вмещает от четырех (при наибольшей дальности полета) до десяти пассажиров.
 
Руководство компании Cessna Aircraft по праву гордится устойчивым спросом на Citation Sovereign стоимостью $16 миллионов.
 
Citation X
 
По скоростным показателям Citation X по-прежнему не знает себе равных в своем классе: 1127 км/ч – это достойный результат многолетней работы американских авиастроителей над усовершенствованием технических характеристик самолета, стоящего около $20 миллионов.
 
При полной загрузке этот бизнес-джет способен взлететь с полосы длиной 1566 метров и совершить трансконтинентальный перелет в обоих направлениях, имея максимальную дальность полета в 5 740 км. Силовая установка самолета состоит из двух топливосберегающих двигателей Rolls-Royce AE3007C1.
 
 
Несмотря на критику некоторых экспертов относительно небольших размеров кабины Citation X, авиационные перевозчики точно знают, что на крейсерской скорости более 1100 км/ч пассажиры просто не успеют ощутить недостаток внутреннего пространства.
 
Dassault Aviation:
 
Falcon 2000DX
 
Впервые за многие десятилетия в традиционном списке самолетов среднего класса не числится Falcon 50. Зато теперь стараниями компании Dassault (Франция) этот же список пополнился двумя новыми джетами.
 
Максимальная крейсерская скорость Falcon 2000DX равна 852 км/ч, а дальность полета – 6 000 км, что обеспечивает самолету первые позиции в рейтинге современных бизнес-джетов. Взлетное расстояние тоже довольно конкурентоспособное – 1,61 км.
 
 
Кабина экипажа оборудована интегрированной системой авионики EASy от компании Honeywell. В пассажирской части салона просторно даже очень высоким людям – высота потолка равна 2,23 м., а ширина и длина фюзеляжа соответственно – 1,9 и 7,9 метров. Как известно, Dassault поддерживает политику свободной компоновки салона, поэтому количество посадочных мест по желанию заказчика может варьироваться от 8 до 14. Стоимость 2000DX $27,3 миллионов.
 
Falcon 2000EX
 
Этот самолет – точная копия своего «младшего брата», кроме, пожалуй, цены (28,95 миллионов), большей взлетной массы, дальности полета и емкости топливных баков. Чтобы увеличить дальность полета бизнес-джета Falcon 2000 ЕХ инженеры компании Dassault внесли некоторые изменения в конструкцию фюзеляжа, из-за чего масса самолета возросла на 0,45 тонны.
 
 
Этого было вполне достаточно, чтобы обеспечить полет на расстояние до 7 000 км.
 
Gulfstream Aerospace:
 
Gulfstream G150
 
Летные характеристики Gulfstream G150 превышают показатели любого другого скоростного самолета бизнес-авиации с таким же размером пассажирского салона. Минимальная длина взлетно-посадочной полосы – 1,52 км, максимальная дальность полета – 5 556 км, крейсерская скорость – 870 км/ч.
 
 
Параллельно с традиционной интегрированной авионикой Pro Line 21 от Rockwell Collins на борту судна устанавливается инновационная система синтетического видения от Gulfstream, обеспечивающая более безопасное управление джетом в условиях ограниченной видимости. Силовая установка оборудована двигателями Honeywell TFE741-40AR-200G. Самолет продается по достаточно конкурентной цене в $14 миллионов.
 
Gulfstream G200
 

G200 – второй по размеру самолет, от своего предшественника он отличается более просторной кабиной (длина – 7,44, высота – 2,20, ширина – 1,90 м), увеличенной дальностью (6 297 км)  и скоростью полета (1041 км/ч).

Две пассажирские зоны вмещают до 10 человек одновременно, пониженный уровень шума в салоне и возможность оборудовать четырехместную зону для совещаний дают возможность использовать время полета с максимальной пользой.

Создателям Gulfstream 200 удалось сделать очередной шаг на пути к идеальному воздушному судну, соединив в конструкции нового самолета комфорт, обеспеченный просторным салоном и высокую экономичность: G200 характеризуется меньшей стоимостью летного часа по сравнению со многими реактивными самолетами такой же размерности. Залог продуктивности Gulfstream 200 – это также его высокая скорость и вместительный багажный отсек, где можно разместить значительное количество груза без ущерба для скорости и дальности полета. Двигатели Pratt & Whitney Canada 306A, которыми он оснащен, отвечают строжайшим ограничениям по шуму, что позволяет значительно расширить географию полетов.

 
Цена G200 – $22 миллиона.
 
Hawker Beechcraft:
 
Hawker 850XP
 
Новые владельцы американской компании Hawker Beechcraft приняли решение вести дальнейшие разработки самолетов не революционным, а эволюционным путем. Именно так на основе модели Hawker 800XP появился новый самолет среднего класса – 850ХР.
 
По ряду показателей он является усовершенствованной версией своего прототипа. В частности, изменения затронули приборную панель в кабине пилотов, аэродинамику фюзеляжа и внутреннюю комплектацию салона. Самое видимое внешнее отличие – это оригинальные законцовки крыльев. Самолет может взлетать с полуторакилометровой полосы и перевозить восемь человек, включая экипаж, на расстояние до 5 000 км со скоростью 833 км/ч.
 
 
Что же касается электронной «начинки» самолета, то кабина пилота обеспечена всем необходимым: знаменитая высокотехнологичная авионика Pro Line 21 и электронно-цифровая система управления двигателем (FADEC), помогающие экипажу эффективно управлять мощными двигателями Honeywell TFE731-5BR.
 
Следуя своему неизменному кредо: «Высокое качество по доступной цене», компания Hawker Beechcraft создала качественный самолет и выставила за него вполне приемлемую цену – $14 миллионов.
 
Hawker 4000
 
После нескольких лет кропотливой работы, инженеры Hawker Beechcraft представили новый самолет, который, пожалуй, не знает себе равных в среднем классе. Внутри сверхсовременного фюзеляжа из композитного материала оборудована роскошная и просторная кабина, а металлические крылья и усовершенствованные двигатели обеспечивают самолету прекрасные летные характеристики.
 
Благодаря применению современной технологии производства фюзеляжа из полимерных композитных материалов, внутреннее пространство салона удалось увеличить более чем на десять сантиметров, при сохранении внешних габаритов самолета. Ширина и высота кабины составляют 1,98 и 1,83 м соответственно, а длина – 7,62 м.
 
 
Эта же технология позволила существенно снизить максимальную взлетную массу самолета, что вместе с мощными двигателями PW308A от компании Pratt & Whitney Canada позволяет самолету взлетать с полосы длиной 1,37 м и развивать скорость до 870 км/ч, при этом максимальная дальность полета составляет 6 111 км.
 
На борту Hawker 4000 установлена система авиационной электроники Primus Epic, с помощью которой пилот управляет самолетом, используя специальный курсор либо шаровой джойстик, избегая необходимости нажимать массу кнопок и рычагов управления.
 
Помимо технических преимуществ Hawker 4000, есть еще одно немаловажное качество, привлекающее самой пристальное внимание к этому бизнес-джету –  цена, которая не превышает $20 миллионов.
 
Средние бизнес-джеты в разработке
 
Dassault Aviation: Falcon 2000LX
 
Самолет является продолжением модели 2000EX с некоторыми дополнениями – законцовками крыльев и оригинальным дизайном от компании Aviation Partners. Благодаря незначительным усовершенствованиям, дальность полета увеличилась на 370 км. Таким образом, при прежней мощности двигателей и без дополнительного расхода топлива, 2000LX способен пролететь 7 408 км, вместо привычных 7 037 км.
 
 
Законцовки крыльев увеличили не только дальность полета, но и скорость набора высоты. Новый Falcon достигает своего потолка в 12 500 м всего за 18 минут. Больше никаких преобразований не ожидается – авионика останется та же, что и у DX и EX EASy. Конечно, вес судна несколько увеличится, но, как заявляют разработчики, самолет по-прежнему сможет перевозить восемь пассажиров.
 
Цена будущего бизнес-лайнера пока не оглашается.
 
Hawker Beechcraft: Hawker 750 & 900XP
 
Hawker 750 и 900ХР являются модификациями самолетов Hawker 700 и 850, но по технической оснащенности они будут соответствовать модели 850XP. Новые воздушные судна предназначены для иного потребительского сегмента.
 
 
Например, владельца Hawker 750 ожидает тот же комфорт, простор и мощность, что и у 850XP, но чуть меньше лоска внутри салона. Зато его приятно удивит стоимость – $12 миллионов.
 
 
По многим летным показателям Hawker 900XP будет превосходить свой прототип – 850XP, но и цена также возрастет на $1,5 миллиона. Такая разница обусловлена установкой более мощных двигателей TFE731-50R от компании Honeywell, благодаря которым увеличится дальность полета и уменьшаться эксплуатационные расходы.
Источник: Privat.aero