Производители двигателей тратят много времени на то, чтобы снизить уровень шума. Но это ничто по сравнению с усилиями, которые они прилагают, чтобы сохранить в тайне свои исследования и разработки.
В последние несколько лет большое внимание уделялось большим и ультрадальним бизнес-джетам, таким как Global 7500 и Global 8000 от Bombardier, Falcon 10 от Dassault, а также Gulfstream G700 и G800. Эти самолеты, конечно, возможны только благодаря новым двигателям: GE Passport на Global и Rolls-Royce Pearl, которые используются на самолетах Dassault и Gulfstream.
CJI узнал, что один авиастроительный концерн сейчас ведет серьезные переговоры с производителями двигателей о разработке силовой установки для нового самолета суперсреднего размера. Анонс самолета намечен на этот год.
«Существует определенный разрыв для нового двигателя в диапазоне тяги от 9000 до 11000 фунтов», - говорит Шон О'Дэй, основатель O'Day Aviation Consulting, работавший в GE Aerospace. «Это пространство, которое долгое время ждало своего заполнения».
Уже есть четыре производителя, которые имеют самолеты в классе тяги 10 000 фунтов. Honeywell имеет HTF7000 на самолетах Challenger 3500, Cessna Longitude, Gulfstream G280, а также Praetor 500 и Praetor 600. У GE есть CF34-3 на Challenger 604/650 и Challenger 850. AE3007 от Rolls-Royce установлен на Embraer Legacy 600 и Legacy 650. У Pratt & Whitney Canada есть линейка PW300 на Latitude, Falcon 7X, Falcon 8X и Falcon 2000, а также PW812 на Falcon 6X и Gulfstream G400. Мы также могли видеть, как Safran пытался завоевать рынок с помощью двигателя Silvercrest.
И чтобы заказчики их выбрали, вполне вероятно, что потребуется совершенно новая конструкция двигателя. О'Дэй говорит, что увеличить тягу двигателей небольшого размера непросто: «Увеличение тяги на 3000 фунтов звучит не так уж фантастически, особенно если вы думаете о двигателях большего размера. Но для двигателя тягой 6000 фунтов – это на 50% больше».
У производителей двигателей есть только один шанс выиграть. Были случаи, когда команды, участвующие в торгах в штаб-квартире, ложились спать в уверенности, что их двигатель выбран. Но через несколько часов их будили и сообщали, что конкурент снизил их ставку на победу.
Даже если их выбирают производители, нет никакой гарантии, что самолет будет успешным. В 1996 году компания Pratt & Whitney Canada была выбрана для инновационного Hawker 4000, который на бумаге выглядел потрясающе. Но первый Hawker 4000 был поставлен только в 2008 году.
Honeywell была выбрана для Challenger 300 и в итоге получила фантастическую долю рынка в нише самолетов суперсреднего размера. Но отношения могут быть напряженными даже при продаже самолетов. В прошлом году Bombardier подала на Honeywell в суд, утверждая, что двигателестроитель продавал свои силовые установки конкурентам по более низким ценам, что нарушало соглашение. Сейчас Honeywell обжалует это решение в Верховном суде Канады.
Не ожидайте никаких анонсов в ближайшие несколько месяцев. Но за кулисами началась игра за «суперсреднюю силу».