Vertical Aerospace отошла от шока после аварии VX4 eVTOL

Компания Vertical Aerospace почти завершила изготовление второго прототипа VX4 eVTOL и планирует начать испытательные полеты в ближайшие несколько недель. Британская компания все еще решает, сможет ли она представить четырехместный самолет на авиасалоне в Фарнборо в конце июля, но ее главным приоритетом остается ускорение процесса сертификации типа и ввода в эксплуатацию, запланированного на 2026 год.

Несмотря на то, что публичный показ Vertical во время авиасалона в Фарнборо значительно повысил бы репутацию компании, ее новый генеральный директор Стюарт Симпсон поручил своей команде уделить приоритетное внимание работе, направленной на выполнение пилотируемого переходного полета к концу этого года. 31 июля компания должна получить второй из двух траншей финансирования в размере $25 млн, предоставленных ее основателем Стивеном Фитцпатриком, что будет достаточно для продолжения работы компании в 2025 году.

Почти законченный второй прототип оснащен дополнительным оборудованием, предоставленным ключевыми партнерами Honeywell, Leonardo и GKN Aerospace. Он также оснащен новыми винтами, конструкцию которых компания Vertical переработала после аварии 9 августа 2023 года, в результате которой был уничтожен первый прототип. В нем также используются новые аккумуляторы, произведенные в собственном центре энергетики компании в ее штаб-квартире в Бристоле.

В апреле компания Vertical провела «Мероприятие первопроходцев» для клиентов, заказавших VX4, на котором в интерактивном режиме обсуждались варианты использования, которые предлагают такие операторы, как American Airlines, Virgin Atlantic, Japan Air Lines и Bristow. Технический директор Майкл Червенка рассказал, что на время сессии его команда покинула зал, чтобы клиенты могли свободно обмениваться отзывами о продукте, которые, по его словам, позволили внести определенный вклад в «адаптацию самолета для достижения наилучших эксплуатационных характеристик». Производитель также сотрудничал с группой летной подготовки CAE над усовершенствованием интерфейса пилота.

Признавая, что два или более конкурирующих разработчика eVTOL, скорее всего, начнут коммерческую эксплуатацию раньше, чем Vertical, Червенка заявил, что в зарождающемся секторе передовой воздушной мобильности не будет действовать принцип «победитель получает все». Он сказал, что компания сознательно применяет системный подход к процессу сертификации, который начнется с Управления гражданской авиации Великобритании и завершится сертификацией EASA. «Как говорит наш главный инженер Дэвид Кинг, сейчас мы действуем медленно, чтобы позже ускорить процесс», - сказал Червенка.

Например, перед началом летных испытаний нового второго прототипа в аэропорту Кембл на западе Англии команда Vertical завершит то, что она называет «процессом мини-сертификации», который служит пробным испытанием для обеспечения готовности всех технологий и процессов. Уроки, извлеченные из полетов на втором прототипе, будут использованы при создании третьего прототипа, который будет обозначен как воздушное судно, предназначенное для официальных сертификационных испытаний.

По мнению Червенки, недавние шаги по ускорению использования eVTOL на ранних этапах в странах Персидского залива вызывают некоторое беспокойство с точки зрения безопасности полетов. Он задал вопрос о том, подходит ли для нового сегмента воздушного транспорта быстрая проверка сертификатов из других юрисдикций, которые могут быть получены в обход стандартных процедур ИКАО, и ускоренные разрешения на эксплуатацию.