Перспектива доставки пассажиров премиум-класса прямо в терминалы аэропортов на чистых и тихих электрических воздушных такси стала на шаг ближе, но для того, чтобы это стало реальностью, ещё предстоит добиться значительного прогресса.
В начале августа Joby Aviation договорилась о приобретении пассажирского бизнеса Blade Air Mobility, провайдера городских вертолётных перевозок. Это даёт компании преимущество на старте деятельности по организации шаттловых рейсов в аэропорт Нью-Йорка, одного из рынков, на которых электрические аэротакси с вертикальным взлётом и посадкой (eVTOL) будут использоваться в рамках соглашения Joby с Delta Air Lines, заключённого в 2022 году.
В 2024 году Blade перевезла более 50000 пассажиров в сети из 12 городских терминалов, включая специализированные залы ожидания и терминалы в Международном аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди (JFK) и Нью-Йоркском аэропорту Ньюарк Либерти (EWR), а также три вертолётных площадки Манхэттена, которые город электрифицирует для приема eVTOL.
Joby — один из немногих стартапов eVTOL, которые стремятся запустить сервис воздушного такси и соперничают за первое место с Archer Aviation, поддерживаемой United Airlines, но, возможно, не в США. В июне обе компании запустили испытательные полеты в ОАЭ и продолжают утверждать, что начнут перевозить коммерческих пассажиров в 2026 году — Joby в Дубае, а Archer в Абу-Даби — возможно, даже до того, как их воздушные суда получат сертификат FAA.
Сертификация остаётся самым серьёзным препятствием, которое предстоит преодолеть, и пока прогресс идёт медленно. Первый самолёт Joby для сертификационных испытаний находится на стадии окончательной сборки, и, что, казалось бы, небольшое достижение, 15 августа один из пилотируемых предсерийных самолётов совершил первый полёт eVTOL между двумя общественными аэропортами США, Марина и Монтерей в Калифорнии.
Несмотря на то, что полёт имел дальность всего 10 миль (16 км) и длился 12 минут, он потребовал интеграции в национальное воздушное пространство, включая пятиминутное нахождение eVTOL в зоне ожидания, чтобы позволить авиалайнеру приземлиться в Монтерее, с полётом на крыле, а не на несущих винтах, чтобы минимизировать потребление энергии. Это продемонстрировало, что работающий на аккумуляторах самолёт способен взаимодействовать с коммерческим трафиком, с которым он будет сталкиваться при доставке пассажиров в загруженные аэропорты.
Хотя приобретение Blade подчеркивает лидирующие позиции Joby в молодой отрасли eVTOL, оно также выявляет предстоящие трудности в развитии зарождающегося рынка аэротакси. Blade продает свой пассажирский бизнес, поскольку другая сфера деятельности компании, медицинский транспорт, растёт гораздо быстрее. Выручка в медицинском сегменте, включая доставку органов, выросла на 18% в годовом исчислении, превысив во втором квартале $45,1 млн, однако доходы от пассажирских перевозок на короткие расстояния упали на 18%, до чуть менее $17,2 млн. Blade объяснила падение доходов от пассажирских перевозок на 6% в годовом исчислении погодными условиями в Нью-Йорке и падением туристического вертолёта в реку Гудзон в апреле.
Оба примера иллюстрируют предстоящие трудности развития рынка воздушного такси. Joby и другие стартапы утверждают, что eVTOL будут гораздо безопаснее и надёжнее вертолётов благодаря резервированию, заложенному в их электрических силовых установках, но изначально эти аппараты будут сертифицированы только для визуальных полётов и, следовательно, подвержены сбоям в расписании, вызванным погодными условиями.
Помимо обещания чистого и бесшумного транспорта, преодолевающего пробки в крупных городах, авиакомпании, сделавшие ставку на воздушные такси eVTOL, также рассчитывают на возможность предложить своим премиум-клиентам надёжный и стабильный сервис. Joby придётся убеждать не только пассажиров.
Опыт Blade поможет, как и возможность обратиться к операторам вертолётов, предоставляющим услуги Blade, в случае дальнейших задержек с сертификацией eVTOL. Но для того, чтобы рынок воздушного такси смог реализовать свой потенциал, эти eVTOL должны быть безопасными и надёжными.
Источник: Aviation Week