Первооткрыватель

Первые слухи о намерении Cessna Aircraft увенчать модельную линейку Citation самым большим самолетом начали циркулировать еще четыре года назад, когда уже всем стало понятно, что в программе каждого уважающего себя производителя бизнес-джетов непременно должен быть солидный вместительный «дальнобойщик». На конвенции NBAA 2005 года все ждали презентации, но что-то не сладилось. Первые официальные заявления были сделаны год спустя, и в них фигурировал проект под предварительным обозначением Citation Large Cabin Concept (LCC).

Большой брат

Первые слухи о намерении Cessna Aircraft увенчать модельную линейку Citation самым большим самолетом начали циркулировать еще четыре года назад, когда уже всем стало понятно, что в программе каждого уважающего себя производителя бизнес-джетов непременно должен быть солидный вместительный «дальнобойщик». На конвенции NBAA 2005 года все ждали презентации, но что-то не сладилось. Первые официальные заявления были сделаны год спустя, и в них фигурировал проект под предварительным обозначением Citation Large Cabin Concept (LCC).

На пресс-конференции 16 октября 2006 г. в Орландо президент и исполнительный директор Cessna Aircraft Джек Пелтон сообщил, что Cessna Aircraft Company и Textron изучают возможность расширения своего модельного ряда бизнес-джетов, включив в него новый межконтинентальный самолет с широким салоном. После опросов клиентов и участников NBAA Cessna планировала провести оценку ряда параметров, чтобы найти наиболее подходящий вариант. Специалистов компании интересовали, прежде всего, пожелания относительно скорости, дальности полета и высоты салона, а также его интерьера и оснащения.

Заодно решили предварительно профинансировать процесс: компания объявила, что любой заказчик, который до конца 2006 г. успеет внести депозит в $ 100 тыс., получит право купить самолет по льготной цене и получить его вне общей очереди. Если работы по проекту продолжатся, соглашение превращается в полноценный договор купли-продажи, в противном случае компания вернет вклад с утешительной премией в 6 %. Единственное «но»: покупатель своей подписью должен был удостоверить, что он не будет выступать в роли брокера, дилера и т. д., а приобретает самолет для личного использования.

Окончательное решение планировали принять и обнародовать в конце 2007 г., но, очевидно, работа с фокус-группами потенциальных заказчиков затянулась, и решение о запуске программы было принято в январе нынешнего года. Не так уж и задержали. В современном виде проект нового бизнес-джета получил претенциозное наименование Cessna Model 850 Citation Columbus.

Дело в шляпе

Создание самолета – процесс интерактивный, сложный и малопонятный для широкого круга лиц. Но должны же мы хоть в минимальной степени прояснить суть дела? История Citation Columbus – неплохой повод сделать это.

Разработка проекта начинается с определения базовых параметров, важнейшие из которых – полезная нагрузка и дальность полета, а в случае с бизнес-джетом еще и уровень комфорта, понимаемый как размерность салона и его компоновка. Эти характеристики – не что иное, как требования рынка, выраженные в цифрах.

Лидеры семейства Citation, самолеты Citation Sovereign и Citation X, рассчитаны на перевозку 8–9 пассажиров на дальность соответственно 5400 и 5680 км. В новом проекте не стали отступать от принятых в Cessna Aircraft стандартов пассажировместимости: на разработку громадных лайнеров компания не претендует, но свою потребительскую аудиторию знает в лицо и по именам. Поэтому интерьер Citation Columbus рассчитан также на восемь-девять пассажиров, однако размещены они гораздо удобнее за счет более просторного салона.

Как мы помним, до сих пор бизнес-джеты семейства Citation имели фюзеляжи двух основных типоразмеров: «узкого» и «расширенного». Первый был разработан еще для Citation 500, и с тех пор прин­ципиально не менялся, только значения длины колебались, как линия партии в переходный период. Второй тип фюзеляжа создан в конце 1970-х для бизнес-джета Model 650 Citation III и стал основой для нового семейства. Сегодня с такими фюзеляжами выпускаются Citation XLS+, Citation Sovereign и Citation X. Создатели Citation Columbus справедливо сочли (а опросы клиентских фокус-групп убедительно им это доказали), что при тех же восьми-девяти креслах салон должен быть еще шире, потолок еще выше, а пол желательно сделать ровным, без «траншеи». Исходя из этого и спроектировали новый фюзеляж, уже третий по счету, в целом подобный предыдущему, но с внутренним диаметром 2,1 м. Соответственно, высота салона при ровном полу составила 1,86 м. Для сравнения: у Citation X ширина салона – 1,68 м, а высота – 1,73 м.

Интересно получается: проектируем новый фюзеляж, увеличиваем диаметр и длину (соответственно возрастают размерность и масса всех остальных агрегатов планера, добавляются тонны веса конструкции и топлива), а выигрыш пространства для головы пассажира составляет всего 13 см. Мы подчеркнули это специально, и не затем, чтобы как-то уязвить авиаконструкторов, а вовсе даже наоборот – с целью показать, как действуют объективные законы проектирования самолетов, во что выливается простое и, в общем-то, понятное желание пассажира свободно разгуливать по салону, не снимая ковбойской шляпы.

По утверждениям представителей Cessna Aircraft, в салоне будет предусмотрено достаточное пространство для сидячих и спальных мест, рабочие места стюардесс и т.п. Планируется также оборудовать салон современной системой беспроводного высокоскоростного интернета, спутниковой связи и развлекательных опций. Параметры и, так сказать, потребительские свойства салона Citation Columbus таковы, что теперь уже можно говорить о выходе Cessna Aircraft на новый уровень комфорта, свойственный таким самолетам, как Challenger 300, Challenger 604/605, Hawker 4000, Gulfstream G350 и G400, Falcon 2000. Компания вторгается в сегмент рынка, который до недавнего времени предпочитала обходить самыми разными способами: либо ценовыми бонусами, либо выигрышем в какой-то одной характеристике, как получилось с Citation X, догнать который до сих пор никто не может. Не исключено, что мы наблюдаем очередной виток эволюции бизнес-джета, который утвердил новый стандарт комфорта: 8–12 мест, ширина салона более 2 м, высота более 1,8 м, ровный пол, полноценная кухня, туалет, багажник с доступом из салона. Просто некоторые пришли к этому стандарту раньше, другие же предпочли до поры не торопиться.

Назначенец

Поскольку все параметры самолета взаимосвязаны, размерность салона находится в прямой зависимости от дальности полета. Нет смысла делать дорогущий большой бизнес-джет для полетов на 1000–2000 км. При проектировании Citation Columbus дальность «назначили», исходя из клиентских запросов: 7400 км, или 4000 «навигационных» миль. Стандарт­ная дистанция для бизнес-джета, рассчитанного не на узкоспециализированный американский рынок (принцип «от берега до берега»), а на полеты между Европой и восточным побережьем США, Европой и Ближним Востоком, Москвой и Западной Сибирью. Соответственно, под эту дальность рассчитаны и скоростные характеристики.

С прекращением полетов сверхзвуковых Concorde самым скоростным гражданским самолетом остается Citation X с максимальной крейсерской скоростью 972 км/ч (совсем немного до скорости звука). Салон этого самолета многие считают несколько тесноватым для полетов на 5680 км, но выручает высокая скорость, которая сокращает время в пути. Такая скорость достигнута не только аэродинамическим совершенством, но, прежде всего, огромной тягой мощных двигателей, что заметно даже по внешнему виду этого экзотического бизнес-джета.
Для Citation Columbus предусмотрены двигатели Pratt & Whitney P&W810 еще большей мощности (4000 кг тяги против 3068 кг у «десятки»). Но если максимальная взлетная масса Citation X составляет 16,3 т, то Citation Columbus явно перевесит двадцать тонн, хотя точных данных еще нет. В свете этого тяга двигателей отнюдь не выглядит рекордной и оказывается вполне достаточной для полета с максимальной крейсерской скоростью 900 км/ч. Это меньше, чем у рекордсмена, но вполне в духе современных тенденций, ведь 900 км/ч – это примерно 0,8 от скорости звука (очень важная величина в аэродинамических расчетах). Такие требования закладываются в проекты всех современных бизнес-джетов, тогда как самолеты предыдущего поколения, разработанные в 1960–1970-е годы, были рассчитаны на 0,7–0,75 от скорости звука.

Самолет летает на крыле, это его основное орудие труда, если можно так сказать. Раз уж мы определили размерность салона и «назначили» дальность и скорость, значит, более-менее представляем, сколько все это будет весить и какое крыло нужно сделать, чтобы гипотетические пока еще характеристики в виде будущего самолета смогли оторваться от земли и пролететь сколько требуется с определенной скоростью. У Citation Columbus крыло будет в духе самых современных тенденций: стреловидное, тонкое, скоростное, с развитой взлетно-посадочной механизацией.

Но есть во всем этом и доля здорового консерватизма. Прежде всего, в противоположность многим современным производителям, широко применяющим композиционные материалы, Citation Columbus будут строить по классической технологии, преимущественно из металла. Очевидно, это верный ход. Cessna Aircraft не хочет повторить опыт Raytheon, которая десять лет доводила до кондиции передовой суперсовременный Hawker 4000, построенный полностью из композитов.

Интересен и подход к системе управления самолетом. Классика жанра – это механическое управление, усиленное гидравликой и подключенное к автопилоту. На другом полюсе – немногочисленные самолеты с электродистанционной системой управления. Это на сегодняшний день Falcon 7X и Airbus Corporate Jet, управление которыми осуществляется от компьютера, а команды на исполнительные механизмы передаются в виде электросигнала. Отсюда и пошло название этой технологии fly-by-wire – «полет по проводам». Citation Columbus будет оснащен комбинированной системой с использованием как механической проводки, так и технологии fly-by-wire. Вполне разумный подход как с точки зрения клиента, который хочет получить свой бизнес-джет за разумные деньги, так и для компании, стремящейся создать задел на отдаленную перспективу, а не на ближайший десяток лет, когда слишком уж классический и консервативный самолет начнет устаревать не по годам.

Ладно, если техника уже утомила, перейдем к более близкому и дорогому нам финансовому вопросу. Увы, здесь ясности пока мало. Cessna Aircraft пока не готова «доложить все цифры» сполна. Заявлена только каталожная стоимость Citation Columbus, которая по состоянию на 2008 год составляет $ 26,995 – 27 млн, если без уловок. Показатели же оперативных расходов находятся в стадии формирования. А что же вы хотите так сразу? Надо посчитать, прикинуть.
Но, как это обычно делается, в качестве «завлекалочки» менеджеры компании заявляют, что Citation Columbus будет непревзойденно дешевым и оперативным в эксплуатации, а еще он обладает самым длинным салоном в своем классе. Так сказать, больше самолета за те же деньги. В качестве основной потребительской группы называются «обычные отделы корпоративных полетов в крупных компаниях, испытывающие спрос на высокоскоростные, экономичные и дальнобойные джеты».

Нам не привыкать, что вопросы частного владения как наиболее конфиденциальный сектор продаж крупных бизнес-джетов компании-производители обходят молчанием. Но до 2014 года, когда, согласно планам, должны начаться поставки Citation Columbus, у нас еще есть время. Тогда и посмотрим, насколько оптимистичны были мнения представителей компании, которые неизменно желают новому самолету успеха на российском рынке. Citation Columbus – самолет типично русского размера.
Источник Журнал JET, № 43, 2008  Автор: Александр Швыдкин