Добро пожаловать в PLJ

PLJ (Personal Light Jet) — Личный Легкий Джет. Он невелик, весит чуть более двух тонн, с максимальным потолком в 9 тысяч метров. При упоминании о нем на ум приходят как минимум две модели. Правда, одна еще на кульмане, а вторая только «ставится на крыло"

PLJ (Personal Light Jet) — Личный Легкий Джет. Он невелик, весит чуть более двух тонн, с максимальным потолком в 9 тысяч метров. При упоминании о нем на ум приходят как минимум две модели. Правда, одна еще на кульмане, а вторая только «ставится на крыло». Первая из моделей — семиместный Cirrus Design Vision SJ50, оснащенный двумя реактивными двигателями Williams FJ33-4A-19. Вторая — D-Jet (производитель — Diamond Aircraft), проходит летные испытания. Ожидается, что пятиместный одномоторный D-Jet, оснащенный тем же Williams FJ33, получит сертификат FAA в этом году. Правда, в силу своей одномоторности D-Jet не сможет подниматься выше 8 км.

Однако вскоре на рынке появятся и другие модели суперлегких реактивных самолетов (PLJ). Так, Eclipse уже объявила о том, что намерена выпустить «Модель 400» — одномоторный четырехместный самолет весом примерно в 1800 кг. Он будет способен подниматься на высоту 13,5 км. В свою очередь, Epic Aircraft уже «учит летать» свою Epic Victory. Этот реактивный мини-самолет проектировался изначально под Williams FJ33, однако из-за проблем с сертификацией пока летает на Pratt & Whitney PW600. Конкурентов у вышеупомянутых моделей могло быть и больше, но компания Excel-Jet потеряла свой прототип Sports-Jet: самолет разбился, случайно попав на взлете в зону спутного следа от турбовинтового лайнера.

Еще один представитель — одномоторный PiperJet (производитель — Piper Aircraft) — будет больше, быстрее, но дороже всех самолетов-одноклассников за счет использования более мощного двигателя Williams FJ44-3AP.

Stratos Aircraft заявил о готовности к выводу на рынок модели Stratos 714. Компания предлагает покупателям четырехместный мини-джет, построенный из легких композитных материалов и оснащенный Williams FJ44-3AP.

Так что рынок суперлегких джетов готов к насыщению, тем более что появление этого класса было предопределено с тех пор, как появились компактные мощные реактивные двигатели. Однако в свете последних событий невольно возникает вопрос, на который пока нет ответа: как класс PLJ переживет финансовый кризис и не повторит ли он судьбу VLJ?..