Новый игрок в верхнем ценовом сегменте рынка самолетов деловой авиации – родом из Бразилии. Однако его намерению потеснить конкурентов, похоже, будет способствовать не только латиноамериканский темперамент
Новый игрок в верхнем ценовом сегменте рынка самолетов деловой авиации – родом из Бразилии. Однако его намерению потеснить конкурентов, похоже, будет способствовать не только латиноамериканский темперамент.
Первое впечатление — он большой. Второе впечатление — он реально большой! Не такой просторный, как BBJ. Не такой широкий, как A318 Elite. Но все же заметно солиднее даже самого крупного из дальнемагистральных бизнес-дже-тов Gulfstream G650, анонсированного около года назад. По крайней мере, 195 см и центнеру с хвостиком автора этих строк не приходилось сгибаться, прогуливаясь по макету салона нового флагмана бразильской корпорации Embraer.
Вопрос с габаритами понятен. Ведь Lineage 1000, о начале работы над которым было объявлено в мае 2006 г., создан на платформе лайнера регулярной авиации E-190. Это решение позволило компании убить сразу двух зайцев. Во-первых, линейные воздушные суда разрабатываются с при-
целом на гораздо более интенсивную эксплуатацию, чем бизнес-джеты. Отсюда общий высокий уровень надежности. Во-вторых, компании фактически не пришлось инвестировать специально в создание производственных мощностей для выпуска «Лайнэйджа», что существенно снизило стоимость проекта, а в результате и стоимость самого самолета. Оборотная же сторона такого подхода заключается в ограниченности возможностей, которые может предоставить бизнес-авиации платформа, изначально «скроенная» для регулярных перевозок.
Компромисс премиум-класса
По замыслу бразильцев, Lineage 1000 станет еще одним игроком в классе бизнес-лайнеров, верхнем сегменте самолетов деловой авиации, и заполнит нишу между известными семействами двух гигантов мирового авиапрома: Boeing Business Jet (BBJ) и Airbus Corporate Jetliner (ACJ) с одной стороны, и представителями дальнемагистральных бизнес-джетов с другой. 116 кубометров комфортного салона почти в два раза превосходят показатели дальнобойных G550 и Global Express XRS, но уступают около 35% габаритам ACJ и BBJ.
В то же время, Lineage 1000, хотя и значительно опережает своего линейного «предка» по дальности полета благодаря дополнительному объему топливных баков, все же остается позади и дальнобойщиков, и многих бизнес-лайнеров. Однако заявленные 7778 беспосадочных километров — вполне достойный результат, позволяющий на одной заправке долететь, к примеру, из Москвы в Токио. При этом крейсерская скорость бразильского тяжеловеса достигает 820 км/ч, а максимальная высота полета — почти 12,5 км.
Внешне Lineage 1000 производит впечатление современной и стильной крылатой машины. Два двигателя CF34-10E7-B производства General Electric расположены под относительно короткими крыльями, которые снабжены вертикальными законцовками. Конструкция выполнена из металла, однако используются и композитные материалы — из них изготовлены панели пола и обводы фюзеляжа. Самолет оборудован электро-дистанционной системой управления (ЭДСУ или Fly-by-Wire), которая уже практически стала стандартом для линейных воздушных судов, но все еще редко встречается на бизнес-джетах.
Низкий уровень шума двигателей, умеренный размах крыльев и возможность захода на посадку по крутой глиссаде открывают перед «Лайнэйджем» многие аэропорты, специфика которых не позволяет принимать другие бизнес-лайнеры. Например, бразильскому флагману доступен такой «сложный» аэропорт, как Лондон-Сити, расположенный в сердце британской столицы. Конечно, Lineage 1000 в некоторой степени остается плодом компромиссных решений, но ведь это характерно для многих самолетов бизнес-класса, а вот его претензия на заполнение отдельной ниши выглядит вполне обоснованной.
Электронная «начинка»
Хотя в радиоэлектронном оборудовании самолета отсутствуют сверхновые и «прорывные» решения, оно вполне соответствует традиционной установке авиастроителя из Бразилии — идти в ногу со временем и оставаться безупречным в плане технологий и безопасности.
Lineage 1000 щеголяет продвинутой системой авионики Primus Epic производства Honeywell. Ставший уже привычным в деловой авиации «стеклянный» кокпит представляет 5 широкоформатных ЖК-дисплеев, облегчающих пилотам восприятие необходимой информации. В качестве опционного оборудования предлагаются индикатор на лобовом стекле Rockwell Collins HGS-5600E и система улучшенного технического зрения (EVS II) от Elbit Systems / Kollsman. Правда, сертификация EVS II планируется на 2010 г.
Кое в чем Lineage 1000 сумел стать первым. Он оборудован системой Smart Probe, ранее использовавшейся только на военных машинах. Комплекс из четырех сенсоров позволяет получать точную информацию о скорости, высоте и угле продольного наклона.
Больше — значит лучше
Похоже, во многом именно этим лозунгом руководствовался Embraer, когда оценивал рыночные перспективы новинки своего модельного ряда. Действительно, комфортный и просторный салон в сочетании с разумной ценой — вот, пожалуй, основные конкурентные преимущества «Лайнэйджа». «Разумная роскошь» — так охарактеризовали самолет маркетологи самой латиноамериканской корпорации.
В собственной ценовой категории, а стоимость нового образца бразильского авиапрома установлена в $45,7 млн США в базовой комплектации, включая отделку салона, Lineage 1000 выглядит вполне привлекательно с точки зрения потраченных долларов на каждый кубометр пространства. В качестве исполнения интерьеров также не приходится сомневаться — этим занимается американская компания PATS, которая также трудится и над внутренним оформлением бизнес-лайнеров Boeing. Кстати, Boeing не включает отделку салона в базовую стоимость своих самолетов.
К интерьеру конструкторы Embraer применили «модульный подход». Весь салон состоит из пяти модулей, или зон, каждая из которых выполняет собственную задачу. Вытянутое почти на 26 м и поделенное на отдельные зоны внутреннее пространство бизнес-лайнера располагает и к комфортному отдыху, и к деловым встречам, уютная атмосфера создана и для застольной беседы, и даже для сна.
Сразу за входной дверью располагается просторное фойе, которое также может служить комнатой отдыха экипажа и местом для хранения различных кухонных, столовых и прочих дополнительных принадлежностей. Справа от входа — туалет для экипажа, а еще правее — кокпит. Слева — кухня, занимающая обе стороны прохода. В стандартное оборудование кухни входят микроволновая и конвекционная печи, устройство для получения льда и шкаф для принадлежностей. Холодильник, кофеварка и другая кухонная техника доступна в качестве опций.
Сразу за кухней — первая зона, а за ней вторая, предлагающие каждая по четыре кресла, расположенных попарно, по два с каждой стороны прохода — так называемый «клуб». Диван и широкий 32-дюймовый экран развлекательной системы поместили в третье купе. Еще дальше к корме находится конференц-зал на шесть мест, а за ним — полноценная комната отдыха с двумя широкими диванами. И, наконец, туалет и просторнейший (13 куб.м) багажный отсек, который доступен и во время полета. Места и комфорта для 19 пассажиров, а именно на такой максимум рассчитан Lineage 1000, должно хватить с лихвой.
Материалы в отделке использованы только самые благородные и безопасные — натуральный шпон, кожа, лексан и т.п. Модульная система позволяет объединять или, наоборот, изолировать разные сегменты салона для максимального соответствия запросам клиента, при желании можно также оборудовать полноценную спальню и душевую. Возможна и более глубокая индивидуализация салона за дополнительные деньги.
Немассовый сегмент
Бизнес-лайнеры занимают верхний в ценовом отношении сегмент рынка бизнес-джетов. И дело не только в заводской стоимости этих машин, но и в расходах на эксплуатацию, которые напрямую зависят от габаритов самолета. Спрос на «летающие дворцы» стабилен, но не высок — даже аналитики самого бразильского авиастроителя оценивают его средний объем в 27 машин в год на ближайшие 10 лет. Естественно, рассчитывая отхватить свой «кусок пирога» у Boeing и Airbus, пока, правда, не распространяясь о конкретных размерах своей доли.
Первую поставку серийного Lineage 1000 планировали осуществить под самый занавес 2008 г., однако, в отчетах компании за прошлый год и первый квартал текущего «тысячный» не значится. Похоже, экономический кризис внес коррективы в маркетинговые и производственные планы Embraer. И все же, учитывая популярность у россиян первенца бразильской компании Legacy 600, вряд ли мы ошибемся, если предположим, что рано или поздно этого латиноамериканского тяжеловеса можно будет увидеть и в российском небе
Алексей Королев, фото автора и Embraer Corp.
Сравнение характеристик
Модель | Дальность полета (км) | Крейсерскаяскорость (км/ч) | Объем салона (куб. м) | Габриты салона Длина / Высота / Ширина (м) | Переменные расходы($ за летный час) | Базовая заводскаястоимость ($ млн) |
Lineage 1000 |
7738 |
820 |
115,7 |
25,7 / 1,97 / 2,68 |
4889,41 |
45,7 |
BBJ | 11 519 | 850 | 152,6 | 24,13 / 2,16 / 3,53 | 5823,45 | 51 |
A318 Elite | 7600 | 850 | 150,1 | 21,38 / 2,25 / 3,7 | 5387,24 | 47 |
Gulfstream G550 | 12 501 | 850 | 47,26 | 15,3 / 1,88 / 2,34 | 3795,56 | 53,8 |
Данные: Planet Jet Guide 2009, Embraer, Conklin & de Decker
Источник:AeroJetStyle.ru